Загрузка ...

Слов нет, как это было здорово!

Поездка 8-а в Адыгею, поселок Каменомостский (Ходжох).

Рассказано разными участниками поездки.

Слов нет, как это было здорово!

Два дня назад – школа, шум, уроки, «долги», телефоны, машины на Садовом кольце…  А сегодня я иду по дну каньона реки Аминовка и раскидываю носком ботинка шуршащие листья. Вокруг – тишина, только листья шуршат. Непривычно…

Наш путь пролегал по тропе, очень часто пересекающей речку (я думал, что это ручей). Сначала мы выбирали переправы, прыгали с камня на камень, стараясь не замочить ног. Но нам, ребятам, скучно было идти по тропе, поэтому мы искали новые маршруты по гигантским камням, через заросли деревьев, залезали на водопады, карабкались по склонам.

Речку мы переходили раз сто, и нам было уже все равно, куда ступать, все равно ноги почти у всех были мокрыми.

Перебираясь через водопад, мы (девочки) присели передохнуть на бревно и, видимо, разбудили ос: они накинулись на нас, и мы едва спаслись от них бегством. Но кое-кто пострадал. Это было ужасно больно.

И вот, когда  мы дошли до большого 20-метрового водопада, с трудом взобрались наверх, сели перекусить, отвлеклись от боли укусов и усталости, мы вдруг заметили, что вокруг нас необыкновенная красота: разноцветные листья казались золотыми в лучах солнечного света. Они планировали на землю под тихими порывами ветра. Речка струилась, словно убегала, спешила куда-то. И повсюду, по всему лесу – тишина, если, конечно, не учитывать наших криков и смеха.

Мы уходили в 9 часов утра и возвращались к пяти - полшестому, когда начинало темнеть. Проходили за день около 20-ти километров. Видели красивые горы, быстрые реки, глубокие пещеры, приветливых людей.

На следующий день мы начали поход с реки Белой, и я был потрясён её мощью и красотой. Вода была бело-голубого цвета. Сильное течение создавало красивые воронки.

 Воды реки, заглушая разговоры, неслись сквозь теснину – расколовшуюся гигантскую скалу. Трудно было поверить нашему проводнику, что иногда в период таяния снегов в горах вода поднимается на 15 метров и несет через теснину тяжёлые деревья. Но, как доказательство его слов, на высоте примерно 10-12 метров над рекой застряло бревно.

В храме вмч. Димитрия Солунского я попала на одну из самых необычных воскресных служб в моей жизни. Перед причастием хор пел … духовные стихи. Я слышала их впервые, но Наталия Сергеевна сказала, что многие из них ей знакомы, например «Слава Богу за всё» и «Житейское море». Мы старались подпевать, так как хор пел долго, пока священник исповедовал.

А потом все, кто не причащался, проходили под Чашей с Причастием!

В Свято-Михайло-Афонский монастырь мы доехали за полчаса утром следующего дня. Этот монастырь, как и Ново-Афонский, был основан монахами с Афона в 19-м веке. Это был огромный монастырь. К концу 19-го века его ежегодно посещали около ста тысяч паломников.

 В 1926 г. на территории монастыря был открыт Дом отдыха ГПУ, но, несмотря на революционные потрясения, иноческая жизнь в монастыре продолжалась, и лишь в 1928 г. монастырь был закрыт, а монахи распущены.

С началом Второй мировой войны в монастыре был организован Дом инвалидов войны, 77 обитателей которого фашисты расстреляли в период оккупации Кавказа.

После освобождения Адыгеи на территории монастыря в 1944 г. была организована Детская трудовая колония. В скором времени, в 1946 г. величавые стены обители содрогнулись от взрывов – был взорван центральный Успенский собор.

 В 2001 г. часть монастыря была возвращена церкви. С этого момента можно говорить о возрождении иноческой жизни в обители. Однако большую часть монастыря по-прежнему занимала турбаза с баром, дискотеками и отдыхающими. Окончательная передача обители состоялась в марте 2003 г.

Экскурсию вел о. Прокопий. Он рассказал нам о первом наместнике монастыря отце Мартирии.

Особенно необыкновенным местом обители являются рукотворные пещеры. По одной из версий, они появились (а точнее, были обжиты) в VIII–X вв. и связаны с периодом Византийской иконоборческой ереси. В то время сторонников иконопочитания выселяли за пределы империи, в том числе и на Северный Кавказ.

Молитва в пещерном храме была прелюдией к нашему знакомству с пещерами. Монах Прокопий пошел вместе с нами искать «дальнюю» пещеру,  которую ему показали один раз 6 лет назад. По дороге он рассказал, что эти пещеры и подземные галереи находятся на глубине 50 метров от поверхности плато. Раньше их протяженность составляла около 3 км только под платом монастыря, а далее тянулись ходы в 12 различных направлениях. По ним можно было, не выходя на поверхность, дойти до станиц, расположенных в 5-10 километрах от обители: Абадзехской, Севастопольской, Новосвободной и других.

Известна история, когда обоз белых казаков, пройдя около 10 км под землей, вышел к станице Даховской. Там их встретили и расстреляли красные. Сейчас на этом месте стоит белая с синим куполом часовня.

Оказалось, что о. Прокопий совсем не знал, куда идти. Мы три раза меняли направление, пройдя каждый раз около часа «не туда». К тому же о. Прокопий скорее бежал, чем шел, не давая нам ни минуты отдыха. Хотелось упасть в траву и лежать… Через час должно было сесть солнце. Мы долго блуждали, но все же нашли пещеру! Она была вся полна горного хрусталя! Но, увы, Елена Владимировна сказала, что это… гипс! Но какой же он красивый!

Мы приготовились пройти по пещере хотя бы пару километров, но вскоре встретились с завалом. Проползли ещё немного, но пора было уходить – темнело. Обидно, мы искали её пять часов!

Поход в штольню тоже многих разочаровал: наш проводник, Саша, предупредил, что начало штольни залито водой, но метров через 20 можно будет идти по суше. Мы с трудом пробирались в темноте, освещая фонарями бревна, чтобы сделать следующий шаг. Метров через 30 пришлось вернуться, впереди была только вода, и уже не видно было спасительных бревен. Мы расстроились, потому что долго шли, предвкушая путешествие в глубь горы. Но я все равно рада, что мы дошли до неё и я теперь представляю, что такое «штольня».

Наш проводник рассказал, что штольни были прорублены в горах на многие километры: геологи изучали горные богатства Адыгеи. Например, в горах есть свой газ, нефть, бариты и многие другие ценные породы. Когда мы спускались, навстречу нам шел отряд студентов-геологов. Все несли каски, фонари, были в высоких сапогах, а  некоторые в охотничьих – им вода была не страшна.

Описывать все дни не вижу смысла. В поездке было всё: трудности, усталость, нападения ос и падения в реку, стройка переправ и спуск по склону 110 градусов, ссоры, мирные вечерние чаепития, игра в пинг-понг и в «крокодила»…

Мне поездка показалась очень яркой и красивой. Я очень благодарен тем, кто это для нас устроил.

 


Автор статьи: Абрамян Викентий Генриевич
Анастасия Виноградова
27 ноября 2015, 20.25
Везёт ребятам! В наше школьное (гимназическое) время нам удавалось поездить только по Подмосковью или в соседние с московской области. Возможно какие-то классы были в Питере... Спасибо за яркие рассказы-впечатления... Теперь будем ждать фотографий!
Алексей Владимирович Зайцев
F_2_small
29 ноября 2015, 14.17
Огромное спасибо за прекрасный рассказ!!! И особая благодарность Наталии Сергеевне за неутомимое желание быть с нашими детьми, обогащать их впечатлениями и помогать их нам, родителям, воспитывать таким удивительным образом!
Img_2461-__small
29 ноября 2015, 16.28
Очень интересный рассказ о поездке в Адыгею! Захотелось побывать там и пережить такие же приключения, насладиться горной природой и восхититься красотой! Молодцы ребята и их учителя!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Войти или Зарегистрироваться

Вход в систему



Через социальные сети/сервисы:

Twitter
Facebook
Vkontakte
Google Oauth2
Yandex

Забыли пароль?

закрыть

Регистрация нового пользователя


Обычная:
Через логин и пароль

Или через социальные сети/сервисы:
Twitter
Facebook
Vkontakte
Google Oauth2
Yandex

Забыли пароль?

закрыть