Загрузка ...
В ночь на 20 января 2020 года на пятьдесят восьмом году жизни скоропостижно скончался протоиерей Георгий Ореханов
Отец Георгий Ореханов стоял у истоков нашей школы, долгое время преподавал математику, Закон Божий, регулярно встречался и проводил занятия со старшеклассниками.
Нашу школу окончили дети отца Георгия.
Вечная ему память!
20 января в 16:00 состоялась первая панихида в Николо-Кузнецком храме.
22 января в Николо-Кузнецком храме Божественная Литургия начнется в 8:00; отпевание назначено на 10:30.
http://pstgu.ru/news/university/2020/01/20/84100/
На сайте ПСТБИ http://www.pstbi.ru/ публикуются поминальные слова об отце Георгии.
Протоиерей Николай Емельянов:
В Свято-Тихоновском университете отец Георгий трудился 25 лет. Здесь он стал священником, написал свои докторские диссертации, неустанно работал со студентами, организовывал сотрудничество с международными научными и учебными центрами. Он был одним из тех, кто строил Университет все эти годы в ежедневном, незаметном, неустанном труде. Отец Георгий был замечательным собеседником, умел проводить увлекательные научные и учебные семинары и даже школьные занятия. Он увлекался разными темами, общался со множеством людей. Именно его любовь к общению, открытость, делали его прекрасным проректором по международной работе — ему очень нравилось то, что он должен был делать.
Все это соединялось в отце Георгии с удивительной священнической ревностью, благоговением и чувством настоящей церковности. Он бережно хранил память о своем крестном Генрихе Степановиче Батищеве, прошедшем путь от изучения Маркса в официальной советской философской науке до религиозной философии и прихода к Богу. Отец Георгий был духовным сыном прот. Валериана Кречетова глубоко его почитал и старался воспринять через него церковный опыт, восходящий к Новомученикам и Исповедникам Российским. Став священником Николо-Кузнецкого храма, он вошел в пастырскую традицию прот. Всеволода Шпиллера, в которой состоялся как пастырь и совершил весь путь своего священнического служения.
А еще он был замечательным другом. Я благодарен ему за годы совместного труда и молитвы, за общение на самые разные темы и при самых разных обстоятельствах. Я благодарен за обсуждение церковных и научных проблем, русской культуры и искусства и многого другого. В течение десяти лет мы каждую неделю обсуждали внутренние административные и учебные трудности развития нашего университета в составе рабочей группы Совета богословского факультета, где он всегда принимал активное участие. Я благодарен отцу Георгию за незабываемые паломничества в Оптину Пустынь, с его обязательной экскурсией по монастырю и скиту, рассказах о старцах и значении Оптиной для русской культуры; за его поездку в Петербург и занятия с моими детьми, после которых их восприятие Достоевского стало совсем иным. Я благодарен за совместные паломничества по Италии, которые он так любил организовывать, за наши студенческие конференции в Берлине, за его поездки в летний лагерь богословского факультета, вызывавшие неизменный энтузиазм у студентов.
С отцом Георгием мне всегда было радостно и легко, я знал, что мы можем быть во многом не согласны, но всегда будем согласны в главном, будем доверять друг другу и всегда будем готовы друг другу помочь.
Вечная ему память!
http://www.pstbi.ru/news/show/828-Orehanov_nekrolog_3
Протоиерей Павел Хондзинский:
Дорогой отец Георгий ушел от нас слишком внезапно, чтобы мы могли сегодня вполне осознать это. Даже воочию убедившись в его кончине у его гроба, мы еще долго будем мысленно обращаться к нему, или узнавать издали в толпе, или ловить себя на мысли, что хорошо бы было посоветоваться с ним о том-то и том-то или вместе с ним начать новое и нужное дело. Он успевал очень много и в университете, и на факультете, но однажды, в какой-то очередной поездке, мы разговорились с ним, и он сказал, что все, чем мы занимаемся, — ничто, по сравнению с тем людским страданием, которое окружает нас, и которое мы как священники призваны смягчить. Видимо, потому что он не забывал об этом, у него было много чад. Теперь они осиротели, но их сиротство — доброе свидетельство о нем. Господь да упокоит его в селениях Своих!
http://www.pstbi.ru/news/show/827-Orehanov_nekrolog_2
профессор К. М. Антонов:
Отец Георгий Ореханов прошел долгий и сложный духовный, творческий, интеллектуальный путь: выпускник мехмата (1984) и психфака (1990) МГУ, он пришел в Церковь во многом под влиянием общения с выдающимся русским философом позднесоветского времени Г. С. Батищевым (1932–1990).
После окончания ПСТГУ в 1995 году он начал преподавать на кафедре истории Русской Церкви. В 1998 году был рукоположен в диакона, в 1999 — во священника. Был штатным клириком храма святителя Николая в Кузнецкой слободе г. Москвы. В это время в центре научных интересов о. Георгия была история подготовки собора Русской Церкви 1917—1918 гг., ее связь с церковно-реформаторским движением 1905–1906 годов. Одновременно он читал курс истории Русской Церкви синодального периода.
Сложные условия времени, когда теология не была еще признана в качестве полноправной научной специальности, наложили отпечаток на его научную судьбу: в 1998 г. отец Георгий стал кандидатом богословия, в 2005 г. — кандидатом исторических наук, в 2010-м — доктором церковной истории, в 2012 — доктором исторических наук. Это, разумеется, не могло не сказаться на его общественно-научной позиции: целый ряд его ярких публицистических выступлений был посвящен проблеме обоснования государственного признания научного статуса теологии, с момента этого признания он активно работал в диссертационном совете и экспертном совете ВАК по теологии.
Следует сказать, что вообще, его собственно научная и административная деятельность в ПСТГУ (в 2001 — 2007 гг. он выполнял обязанности заместителя декана Богословского факультета ПСТГУ, в 2005 — 2007 гг. — проректора ПСТГУ по учебной работе, в 2008—2011 гг. — проректора ПСТГУ по внутривузовской системе качества образования, с 2012 года являлся проректором ПСТГУ по международной работе) были тесно связаны с его пониманием современных общественных и церковных процессов, и той ответственности, которую они накладывают на священника и ученого. Никогда не поступаясь церковной истиной, он всегда был открыт к диалогу и с представителями других христианских конфессий, и с представителями светского общества, особенно молодежью. Общение с теми и другими давало ему богатую пищу для размышлений о существовании христианства в современном мире, о задачах и смысле церковной проповеди, а они, в свою очередь, во многом направляли его исследования. Важными моментами этой деятельности стали его участие в организации сотрудничества ПСТГУ с богословским факультетом Берлинского Гумбольдт-университета; посвященной гонениям на Русскую Церковь в XX веке выставки «Свет во тьме светит. Свидетельство Русской Православной Церкви в годы советских гонений», проходившей в 2013-м году в Москве и в Италии; международных конференций в Ясной Поляне; тематических международных конференций, проходивших в последние годы на богословском факультете ПСТГУ.
Углубление в историю синодального периода, необходимость осмысления присущих этой эпохе противоречий и их значения в современном контексте привели его к осознанию необходимости более широкого междисциплинарного видения, опиравшегося на понятия «духовной культуры», «религиозного кризиса», «религиозного типа», а также на подходы, развивавшиеся в рамках религиоведения (в особенности, психологии религии) и современной, преимущественно немецкой, «социологии духовности».
Первым итогом этого нового видения стали его работы, посвященные творчеству, личности, духовному пути и жизненной трагедии Льва Толстого, которая казалась ему (и совершенно справедливо) своего рода ключом к истории русской духовной культуры в целом. Можно без преувеличения сказать, что отец Георгий предложил по сути новый способ говорить о Толстом и его отношениях с Церковью, одинаково неожиданный и одинаково ценный и с точки зрения Церкви, и с точки зрения науки, и с точки зрения русской культуры в целом, говорить, не умаляя значения ни той, ни другой стороны, подчеркивая трагизм ситуации, отстаивая позицию Церкви, глубоко сопереживая, говоря его собственными словами, «тем читателям, которые любят русскую литературу, русскую культуру, русский XIX век, которые влюблены в „волшебный мир русских религиозных исканий“».
Этот сложный и в научном смысле очень эффективный подход в последнее время нашел свое выражение и в научной, и в педагогической деятельности отца Георгия: в 2014 году он создал на кафедре философии религии и религиозных аспектов культуры религиоведческую магистратуру «Религиозные аспекты русской культуры XIX — начала XX века», а в 2018 году — научный центр по изучению русской духовной культуры XIX — первой трети XX века. Отец Георгий был полон новых планов и новых тем для исследования: религиозных аспектов творчества Достоевского и русской религиозной мысли в более широком контексте, проблематики немецкого влияния на русскую культуру и русско-немецких интеллектуальных контактов…
Жизнь отца Георгия оборвалась на самом ее подъеме. Он соединял в себе веселость и серьезность, доброту и строгость так, как это присуще добрым пастырям и настоящим ученым. Ему удалось достичь того «соединения подлинного христианства с просвещенным и ясным пониманием культурных и исторических задач», о котором мечтали лучшие деятели той эпохи, которую он так хорошо знал и любил, исследованию которой он посвятил свою научную жизнь. Все мы, кто его знал, благодарны ему за то общение, которое он нам дарил, за свет и радость, ему присущие. Заменить его невозможно, но мы постараемся продолжить его начинания в его духе.
Вечная ему память!
Автор статьи: Абрамян Викентий Генриевич
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Войти
или
Зарегистрироваться
Вход в систему
Через социальные сети/сервисы:Twitter
Facebook
Vkontakte
Google Oauth2
Yandex
Забыли пароль?
закрыть
Регистрация нового пользователя
Обычная:
Через логин и пароль
Или через социальные сети/сервисы:
Twitter
Facebook
Vkontakte
Google Oauth2
Yandex
Забыли пароль?
закрыть