Загрузка ...
блоги
|
блог родителей и не только |
|
В новостной ленте новость будет находиться пару дней, чтобы увидели родители, а потом останется только в родительском блоге.
В нашей школе учатся дети нескольких выпускников ФМШ 542. В этой школе работала Оксана Вениаминовна и в одной из школьных газет был материал о школе, который мы ниже размещаем.
Школа в 2017 отмечает свое 35-летие и приглашает в январе на встречу выпускников https://www.1511.ru/news/3135
Интервью с Оксаной Вениаминовной Смирновой.
В 1982 году вы стали классным руководителем первого выпускного класса известной физмат школы при МИФИ. Было ли что-то общее в первый учебный год в той школе и нашей?
Мне в самом деле посчастливилось участвовать в создании «с нуля» двух уникальных школ. По-настоящему хороших – не по каким-то формальным признакам, а по духу, по тем человеческим отношениям, которые в них сложились.
Внешне открытие этих школ выглядело как наглядный пример антитезы. 542-ю открывал сильный и небедный институт. Новое здание, лаборатории, приборы, компьютерный класс (где тогда такое было?) И наши знаменитые аварийные Троицкие домики, где не то что оборудования – досок-то кое-где не имелось. А внутренне это были два счастливейших года в моей жизни. Не могу даже сказать, какой счастливее: 1982 или 1992. Наверно, дело в том, что обе школы создавались с любовью, в обеих сразу же воцарился дух братства и свободы – то есть отсутствия какой-либо казенщины.
Едва ли эти годы были легкими. Но все трудности растворились в радости, и теперь их уже и не вспомнишь. Так бывает, когда Господь благословляет доброе, но трудное дело: в самом начале дает почувствовать огромную радость, чтобы потом хватило сил пройти через беды, горести, катастрофы и не отчаяться.
Какие у Вас остались воспоминания о работе в 542 школе?
Не смогу рассказать коротко и понятно. Это была не жизнь, а какая-то вспышка сверхновой, что ли. Очень яркая, творческая, с огромной отдачей – и рабочей, и эмоциональной (ТГ даже в самом начале была гораздо спокойнее), но не дающая никаких поблажек и передышек. И очень драматичная: как всякую хорошую школу, ее пытались разгромить. Это было очень больно переживать, потому что та школа была как родное дитя, а ее на глазах убивали.
Обсуждались ли в первые годы существования 542 школы в среде преподавателей вопросы, связанные с православием?
Хотя говорить в школе о вере было в те времена делом очень рискованным, разговоры такие велись, да еще как. Среди молодых учителей 542-й (а там собралось очень много молодежи: физиков, химиков, математиков, словесников) было несколько таких, для кого вопросы веры в те годы стояли как главные вопросы жизни. Их было трое. Двое словесников – Николай Дмитриевич Александров (впоследствии он вел на телеканале «Культура» передачу «Порядок слов», и кто-то может его знать) и Анатолий Вадимович Максимов, однокурсники и друзья о. Артемия Владимирова (в то время тоже молодого учителя, а не священника, так что я впервые услышала о нем как о «Тёме»). Сейчас то время вспоминается как один бесконечный разговор с коллегами – наполовину о литературе, наполовину о вере. На самом деле эти темы связаны, так как русскую классику вне контекста православия по-настоящему понять невозможно. С учениками старались открыто не обсуждать такие темы. Но на уроках они сами собой всплывали. Поэтому скрыть свою веру словесникам, конечно, не удалось. И гонения не заставили себя ждать. Но это отдельная тема.
Третьим «проповедником» был математик Дмитрий Владимирович Ушаков – наиболее воцерковленный из всех. Мы с Дмитрием Владимировичем знакомы со школьных лет: учились у одних учителей, участвовали в школьном поэтическом театре. Выпускники нашей 9-й английской школы – это еще одна «составляющая» Традиционной гимназии, но речь сейчас о другом. Будущий о. Георгий Ореханов и Дмитрий Владимирович окончили один маткласс, потом вместе учились на мехмате МГУ и пришли работать в 542-ю года через 2-3 после ее открытия. В то время Юрий Леонидович (будущий о. Георгий) еще даже не был крещен, но в разговорах «на тему православия» участвовал с большим интересом.
В той самой физмат школе, где преподавал о. Георгий Ореханов, учились несколько преподавателей нашей школы, некоторые родители наших учеников. На ваш взгляд, это случайность?
После того как крамольных словесников из школы удалили, место «духовных лидеров» заняли математики – Д.В. Ушаков и Ю.Л. Ореханов – и физик В.В. Глебкин. В те годы (1985 – начало 90-х) интерес к православию для многих начинался с интереса к нашей истории и культуре. Люди вдруг увидели, как разрушаются старинные храмы и монастыри, и стали активно помогать реставраторам сохранить то, что еще можно было спасти.
Трое названных учителей создали в 542-й клуб реставраторов-любителей «Заостровье» (по названию первого памятника, на котором они серьезно работали). Почти каждые выходные и каждые каникулы они с ребятами – учениками и выпускниками – выезжали туда, где нужна была рабочая сила. С их помощью поднимались из руин монастыри в Хотькове, в Толге, в Крыпицах (под Псковом), готовились к приему мощей своих основателей Соловки, возрождался монастырь на родине преподобного Сергия в Варницах – всего не перечислишь. В таких поездках разговоров о вере избежать, конечно, невозможно. И многие из их участников в те годы приняли крещение. Среди них – будущий о. Георгий Ореханов.
Практически все, то пришел в нашу школу из 542-й, связаны с клубом «Заостровье», который стал настоящим братством. Происходило это несколькими путями. Тут, наверно, придется вспомнить обо мне – участнике всего, о чем уже шла речь. По благословению о. Димитрия Смирнова после 542-й я пришла работать в 91-ю школу, в команду, которая через несколько лет открыла Традиционную гимназию. Каждая хорошая школа – братство, которое никогда не распадается. У меня за плечами было два таких братства: 9-я и 542-я школы. Когда в новой команде возник «голод» на учителей, способных создать еще одну хорошую школу, естественно было позвать на помощь друзей-коллег. Первыми к нам пришли выпускники 542-й, которые были тогда еще студентами, но уже воцерковились и – что очень важно – на своем опыте знали, какой должна быть хорошая школа. Так сложилось, что никто из них сейчас здесь больше не работает, но их вклад в создание ТГ был очень велик. Это диакон Дмитрий Пономаренко, Кирилл Владимирович Яночкин, Дмитрий Алексеевич Ветюков и рано ушедший из жизни Денис Михайлович Шамаев.
Работал у нас и Д.В. Ушаков – один из первых «просветителей» 542-й. Они с о. Георгием Орехановым (тогда все еще Юрием Леонидовичем) тоже немного преподавали в 91-школе, а потом поучаствовали в попытке создать православную школу, предпринятую приходом о. Валериана Кречетова. Однако тот «проект» года через два прекратил свое существование, и обоих математиков с радостью приняла молодая, но крепнущая ТГ.
Ну а поскольку братство «Заостровье» остается братством, то у нас можно встретить и других выпускников 542-й, например, о. Александра Мазырина.
После физматшколы вы преподавали в 91 школе, в которой, по сути, и родилась наша школа. В 91 школе также сильна физико-математическая составляющая. Сейчас же наша школа скорее гуманитарная. В каких классах легче (интереснее) преподавать литературу?
Сказать, что мы школа гуманитарная, нельзя. Просто гуманитариями называют иногда тех, кто не силен в точных науках (из вежливости). Мы очень мало похожи на настоящие гуманитарные школы и классы, и сравнение выглядит так: физматклассы или обычные школьные. Если отбросить вежливость… Учить математиков – наслаждение. С ними, к примеру, ничего не надо повторять. Забыть один раз осмысленное они считают слабоумием. А главное, математикам присуще видеть гармонию, внутреннюю упорядоченность того, с чем они имеют дело. Это значит, что филолог говорит с ними на одном языке. Учить прирожденных физиков – проблема. Их способ мышления и законы восприятия художественных текстов в чем-то важном, по-моему, друг другу противоречат. Учить же просто детей – дело хорошее. Только тут у каждого свой талант, свои возможности – и у всех разные. Хотелось бы найти в себе побольше гибкости и изобретательности, чтобы справляться с непредсказуемостью наших детей.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Войти
или
Зарегистрироваться
Вход в систему
Через социальные сети/сервисы:Twitter
Facebook
Vkontakte
Google Oauth2
Yandex
Забыли пароль?
закрыть
Регистрация нового пользователя
Обычная:
Через логин и пароль
Или через социальные сети/сервисы:
Twitter
Facebook
Vkontakte
Google Oauth2
Yandex
Забыли пароль?
закрыть