Загрузка ...

блоги


литература (оксана вениаминовна)




27 января 2012

Материалы итоговой записи (к зачету 30.01)

Своеобразие художественного метода в «Горе от ума».
1. В основном это произведение реалистическое (причем одно из первых реалистических произведений), однако в нем можно найти следы и других методов (направлений), поскольку все они сосуществовали в русской литературе той эпохи (начало 20-х годов 19 века): классицизма, сентиментализма, романтизма.
2. Что в «Горе от ума» от классицизма? Во-первых, говорящие фамилии. Фамусов – от латинского «фама» – молва или английского «famous» – известный, знаменитый; трудно сказать, чего здесь больше: того, что он известный человек, или того, что он крайне зависим от того, что «станут говорить» всякие княгини Марьи Алексевны. Во-вторых, соблюдение единства времени и места. Современные Грибоедову критики обвинила его в нарушении единства действия, но мы видели, что они ошибались.             В-третьих, наличие героя-резонера, высказывающего «правильные», близкие авторским идеи. В-четвертых, здесь отчасти соблюдаются традиционные комедийные амплуа (записать на доске, объяснить, что это тип роли, восходящий еще к комедии масок – комедии дель арте, очень древней, еще античной по происхождению). Театральной труппе удобно было иметь исполнителей для определенных «типов», переходивших из пьесы в пьесу: «благородный отец» (Фамусов), главная героиня, о которой спорят влюбленные (Софья – Коломбина), ее подруга (наперсница, субретка – Лиза), бравый военный (Бригелла – Скалозуб), главный герой и его соперник (Чацкий и Молчалин).
3. Что тут от сентиментализма? Черты этого метода видны в основном в образе Софьи и ее романе с Молчалиным. Софья выбирает бедного человека и думает, что он наверняка благороден, начитавшись сентиментальных романов. И сон свой она сочиняет в том же сентиментальном стиле (луг, цветочки) с оттенком романтических ужасов. Однако автор этих сентиментальных взглядов, как мы видели, не одобряет: Молчалин – подлец.
4. Черты романтизма связаны в комедии с образом Чацкого. Что общего у Чацкого с романическим героем? (пусть сами назовут). Он одинок, не понят, противостоит обществу обывателей. Он ярок, выше всех по дарованиям. С ним связан даже романтический мотив дороги и недостижимости мечты (прочитать маленький монолог в последнем действии, перед разъездом, про то, как он скакал по снежной пустыне). Это вполне романтические мотивы, поэтому кое-кто из специалистов призывает считать Чацкого именно романтическим героем. Однако мы уже видели, что его «странность» вполне объяснима сформировавшими его обстоятельствами: эпохой 1812 года, подготовкой реформ, а потом отказом от них… Да и двоемирия Чацкий в комедию не вносит. Он всего лишь ошибается, надеясь найти близких людей в родном городе и в доме, где вырос. Может быть, романтически ошибается в надежде на вечную любовь к нему Софьи… Может быть, романтично то, что автор доверяет ему очень свои, лирические монологи (как в романтических поэмах Байрона герой – двойник автора). Однако все-таки автор трезво видит положение героя в реальном мире.
5. Почему можно сказать, что в комедии преобладает реализм? Во-первых, это отражается в общей структуре произведения, например, в системе образов: Грибоедов, рискуя быть непонятым, вводит массу внесюжетных и внесценических персонажей, чтобы создать картину «типических обстоятельств». Во-вторых, каждый из героев получает реалистическое обоснование (см. урок 35). И, таким образом, оказывается не однолинейным «героем», «злодеем» или носителем какой-нибудь одной черты. А сложным, живым, объемным образом. В-третьих, стиль. Каждый герой говорит своим языком, и это является одним из средств авторской характеристики, а это сугубо реалистический подход.
Своеобразие жанра «Горя от ума».
Здесь тоже существует «канонический» набор трактовок.
1. «Горе от ума» главным образом есть комедия с чертами психологической драмы.
2. Что нужно говорить о ней как о комедии?
– Сначала надо доказать, что это вообще комедия и в ней есть комическое. «Комедия – жанр драматургии, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех».Можно процитировать известного философа А. Бергсона: «…если трагедия выводит на первый план незаурядную личность, характер (отсюда имена в названиях трагедий Шекспира), то комедия – некоторые явления («Скупой», «Ученые женщины» – у Мольера)». И еще ценное замечание Бергсона: «Противоречие норме создает внешний комизм, противоречие идеалу – комизм оценочно-обобщающий, комизм внутренней неполноценности и ничтожности». «Вместо шляпы на ходу он надел сковороду» – комизм первого типа, комизм юмора. Отчасти сюда можно отнести и диалог глухого князя и княгини (буквально – «диалог глухих»). А вот невежество Митрофана или состояние города, куда едет ревизор, не соответствует именно идеалу (просвещенного дворянина или прилично управляемого города). Это комизм сатиры в первую очередь. Есть более широкое (гегелевское) определение комического: несоответствие внешнего и внутреннего, формы и содержания, реальности и идеала, того, что герой и себе думает, тому, что он на деле собой представляет. 
Что комичного в «Горе от ума»? Тут есть масса несовпадений сущности и ее обличья.
Фамусов воображает себя мудрым государственным мужем, заботливым воспитателем своей дочери и вообще образцом нравственности. На деле же он карьерист, подписывающий не глядя какие-то бумажки (вряд ли важные), ничего не видящий в своем доме и к тому же неравнодушный к Лизе.
Софья видит себя героиней сентиментального романа, любящая достойного простого человека и любимая им; на деле она властная «барыня», которая требует от Молчалина любви как службы, а он ей подыгрывает.
Чацкий видит себя этаким мудрецом, чья миссия – просвещать окружающих; на деле же он этих окружающих не понимает и кажется им безумным.
Кроме того, смех вызывают острые слова и реплики, которых в этой пьесе много.
Чего нет в «Горе от ума», так это «хорошего конца». Никто, конечно, не погиб, но главные герои остаются несчастными. Это дает право говорить, что в «Горе от ума» есть черты и других, более серьеных драматических жанров.
3. Кроме самого общего жанрового определения нам иногда придется иметь дела с более узкими (и менее обязательными). На всякий случай запишем и их тоже.
– В «Горе от ума» есть черты комедии бытовой – сатирическое изображение нравов («грибоедовская Москва»).
– И есть черты комедии высокой: тут выведен положительный герой, близкий автору. Среди русских комедий 19 века «Горе от ума» этим выделяется: другие авторы как-то не выводили положительных героев, ограничивались одним обличением. Так что Чацкий – самый «положительный» герой комедии в русской литературе 19 века (не путать с 18-м: там на одну комедию бывало по четыре резонера).
– Иногда «Горе от ума» называют общественно-политической комедией, потому что главным в ней является именно такой конфликт: столкновение Чацкого с фамусовским обществом.
Внимание! К общественно-политическим относятся и «Недоросль», и «Ревизор». Их иногда предлагают сравнить. Что у них общего?  Во всех трех случаях речь идет об общественных пороках, которые мешают воплощению общественного идеала. В чем разница? В понимании этого идеала. В «Недоросле» (1792) подразумевается  просвещенная монархия, а воплощению ее мешает эгоизм и невежество «рядовых» дворян, которым противопоставлены дворяне «идеальные». В «Ревизоре» (1836) подразумевается идеальная чиновничья иерархия, где каждый честно и ревностно выполняет (всего-то!) должностные обязанности. Но не находится ни одного положительного персонажа, кроме разве что пресловутого смеха. А в «Горе от ума» живой и горячий искренний патриотизм Чацкого, который требует обновления общественных отношений, противопоставлен холодному и лицемерному, насквозь лживому «патриотизму» фамусовского общества, который держится за устоявшийся порядок. Три идеала, три «рецепта», и каждый соответствует своей эпохе.
– Всегда отмечают, что, несмотря на то, что общественный конфликт в комедии, конечно, главный, Грибоедов сохраняет традиционную для комедий начала 19 века любовную интригу, без которой русская комедия вообще не мыслилась.
4. В «Горе от ума» есть черты не только комедии, но и драмы. Михайлова пишет: «В драме изображается частная жизнь человека в его остроконфликтных отношениях с обществом или собой. В отличие от трагедии, эти отношения не безысходны» (с. 231). В более привычном определении говорится, что драма – серьезная пьеса, в отличие от комедии несмешная, в отличие от трагедии – не затрагивающая вселенских конфликтов, а действительно разбирающаяся в частной жизни героев. То, что здесь есть конфликт личности и общества, не вызывает сомнений. Кроме того, есть и «несмешные» элементы: драматические переживания Чацкого и Софьи; горестная развязка любовной драмы.
5. Университетский учебник добавляет, что, так как это пьеса в стихах, а главный герой близок к тому, чтобы выражать позицию самого автора, быть его лирическим двойником, «Горе от ума» можно назвать драматической поэмой. Ну, если очень хочется…
 Своеобразие языка и стиха.
Отчасти об этом уже говорилось, но хорошо бы обобщить.
1. Язык – средство характеристики персонажей (реалистическое). Примеры:
– Фамусов и Лиза – красивое, ясное, «вкусное» московское просторечье (отметим, что речь барина и крепостной служанки не так уж и различны);
– Софья – речь книжная, гладкая, достаточно богатая, но живая и не «заумная»;
– Чацкий – книжная речь, причем он именно «говорит, как пишет»: высоким стилем, с синтаксисом настолько сложным, что его уже нужно переводить, с античными аллюзиями («Нестор негодяев знатных» – то есть предводитель; ну кто ж может догадаться?). Но это в монологах. А в разговоре он остер и легок, как и следует человеку светскому. Напомним: эта его разговорчивость в светских салонах и считалась признаком большого ума (а молчуны считались глупыми).
– Скалозуб – речь отрывистая, грамматически несвязная – речь солдафона.
– Наталья Дмитриевна и другие дамы помоложе любят вставлять французские словечки (и не всегда, как пишут комментаторы, уместно).
– Кроме того, язык всей комедии называют афористичным, поскольку он изобилует яркими афоризмами (краткими меткими изречениями, которые мы разучивали по листам).
2. Стих «Горя от ума» – ямб. Разностопный, то есть количество стоп в строке может меняться. В монологах Чацкого (ученых и тяжелых) стих длинный – до шести стоп, в ловких ответах может вдруг остаться всего две-три стопы («Не моего романа»). Разностопник свойственен именно драматическим произведениям: он дает возможность героям подхватывать реплики. 
Роль внесюжетных и внесценических персонажей в комедии
Мы помним, что они как раз и есть те "типические обстоятельства", которые оказали влияние на формирование главных героев.
Начнем с дам. Что нам говорит о них список внесценических персонажей? Наверно, их можно разделить на такие группы: 1) Татьяна Юрьевна, Пульхерия Андреевна, Ирина власьевна и проч. – те самые влиятельные особы, которые в действительности правят Москвой (кто тут еще? – княгиня Марья Алексевна, разумеется).Кого можно добавить в этот список из тех, кто появляется на сцене? В первую очередь Хлестову. Это возможный финал той карьеры, которую предстоит сделать Софье: к концу жизни превратиться во влиятельную властную барыню. 2) Особы, о которых сплетничают, которых осуждают, над которыми смеются (княгиня Ласова, тетушка, которая забыла красить волосы…). Для Софьи это предостерегающий пример – и тоже возможный вариант ее грядущей судьбы. 3) Московские девицы, поражающие благонравием, патриотизмом, верхними нотками и т.п. К этому разряду Софья (теоретически) принадлежит сейчас. Главное их занятие – поиск выгодных женихов. Есть ли на сцене представители этой породы? Да, это графиня-внучка (в сопровождении графини-бабушки) и шесть княжон. Чем Софья от них отличается? Тем, что не ловит женихов, а хочет любви – как в романах. Какой-никакой, а настоящей жизни – даже с риском оказаться в роли всеобщего посмешища. Теоретически такая «настоящая» жизнь должна начаться, когда девица выйдет замуж «по любви». Есть ли в комедии такой пример? Да, это Н.Д. Горич. Своего рода связующее звено между нынешним положением Софьи (потенциальной невесты) и ее будущей ролью властной барыни. Тут надо подробно рассмотреть взаимоотношения Н.Д. и ее мужа. Особенно отметить сопоставление «Ваш шпиц – прелестный шпиц» и «Мой муж – прелестный муж». Припомнить окончательный приговор Чацкого: «Муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей…».
Делаем выводы: с одной стороны, галерея дам (и внесценических, и внесюжетных) создает полную картину Москвы как «ярмонки невест» и города, где правят женщины, их связи, сплетни, злые языки. С другой стороны, все они служат для характеристики главной героини, показывают те убогие жизненные перспективы, которые ее ожидают (и от которых, вероятно, Чацкий сумел бы ее избавить).
Среди женских образов могут отметить мадам Розье – гувернантку Софьи. О ней известно, что «старушка золото», но дала сманить себя за лишних 500 рублей. Это цена ее привязанности (точнее – равнодушия) к Софье, заботы о девушке, оставшейся сиротой. Мадам Розье предвосхищает воспитателей Онегина, здесь же упомянута лишь вскользь. Заодно с ней можно припомнить немца-ментора в халате и колпаке и вообще «учителей полки…» Это к вопросу о том, что в Москве тоже учились чему-нибудь и как-нибудь.
Второй большой вопрос – те «внесценические мужчины», которые соотносятся в комедии с Фамусовым. Это Максим Петрович и Кузьма Петрович – воплощение его жизненного идеала; кроме того, несколько его безымянных единомышленников: чахоточный враг книгам («в ученый комитет который поселился»), московские старички, которые придираются к пустякам, Фома Фомич – обладатель образцового слога, который при трех министрах был начальник отделенья. Это как раз те люди, с которых Фамусов брал и продолжает брать пример, именно они оказали самое сильное влияние на формирование его характера.
Есть еще несколько героев фамусовского круга и положения, о которых с негодованием говорит Чацкий: «Нестор (предводитель) негодяев знатных, владелец тощих актеров и тот, кто распродал поодиночке Амуров и Зефиров. Это тоже фамусовская Москва, знакомая Чацкому с детства. Сравнение с этими лицами показывает, что Фамусов вовсе не так уж плох: и сироту Чацкого пригрел, и в подлостях никаких не замечен. Недаром же Чацкий к нему вначале обращается по-дружески, как к своему. Однако Фамусов, хоть сам и не жесток, к этим личностям относится явно с большим пониманием, чем к Чацкому.
Наконец, мелькают какие-то мелкие прихлебатели: «трое из бульварных лиц» (о них, впрочем, известно, что они с полвека молодятся, а к прихлебателям их автор не отнес), «француз, подбитый ветерком» (Гильоме), турок или грек, французик из Бордо… Это статисты, свита, показывающая реальное соотношение сил: Фамусов – большой барин, и к нему льнет всякая корыстная мелочь.
Итак, мы видим тех, кому Фамусов в жизни подражал; тех, кто хуже, бессердечнее его (чтобы мы не переусердствовали в осуждении Павла Афанасьевича); тех, кто составляет своего рода свиту большого барина: иностранных прихлебателей, для которых открыт его дом.
Есть ли среди тех, кто находится на сцене, какие-то герои, которые косвенно характеризуют Фамусова? Вероятно, это в первую очередь Скалозуб. Фамусов от него в восторге. Вот тут пускай о нем рассказывают все, что сумели подготовить (и про то, как он карьеру ловко делает, и про награды ни за что, и про «золотой мешок и метит в генералы»), и про то, что не понял речи Чацкого и согласился с ним (!) – из армейского патриотизма, – что нечего преклоняться перед гвардейскими мундирами. И про его манеру говорить: громогласную, отрывистую и грамматически бессвязную, разозлившую капризную старуху Хлёстову (речевая характеристика героя: говорит, как будто на плацу командует). И про то, как он предложил в Вольтеры фельдфебеля, и про новые гимназии, «где буду лишь учить по-нашему – ать-два, а книги сохранят так, для больших оказий». В конце же привести мнение Ю.М. Лотмана, что Скалозуб – это герой следующего царствования, любимчик будущего императора (Николая I), поэтому выбор зятя делает честь фамусовскому политическому чутью, умению предугадать, откуда вскорости подует ветер.
Третий круг лиц – те, кого «приводит» за собою Репетилов. Для начала можно их перечислить, отметить «взгляд и нечто». Обязательно прочитать отрывок про безымянного, но очень колоритного героя: «Ночной разбойник, дуэлист, в Камчатку сослан был, вернулся алеутом…» Рассказать про его прототипа, Федора Толстого – американца. И про экспедицию и его безобразия, и про то, как он был высажен у алеутов и стал вождем, и про жену-цыганку, и про синодик убитых им на дуэли, и про то, как дети умирали за этих убитых, и про то, что был шафером на свадьбе Пушкина, и про то, что прототип Долохова.
Далее можно спросить, что у них общего между собой и с Репетиловым? Внешний шум (блеск, авантюрность, манерничанье, претензия на талант) и внутренняя пустота. Пародия на заговор (в Английском клубе), пародия на философию, на творчество, на честность, на оригинальность, даже на романтическое злодейство. Много слов, много шампанского, никакого дела.
Зачем же в пьесе нужен Репетилов (и весь его внесценический круг)? Об этом можно спросить по-другому: что общего у Репетилова с Чацким?
Если подумать, много. Оба они причислены (молвой) к кругу блестящих и опасных вольнодумцев, к несостоявшимся талантам, к неудачникам по службе. Оба и появляются в гостях не вовремя (Чацкий слишком рано, Репетилов слишком поздно). Оба много говорят, причем их речи кажутся окружающим вздором.
А в чем же разница? На фоне Репетилова Чацкий выглядит гораздо более настоящим, серьезным, трезвым. Этот двойник (и его круг) нужен затем, чтобы Чацкого не спутали с молодежью такого сорта. Мы не знаем, что на самом деле важного мог бы совершить Чацкий, но весь этот глупый крик ему несимпатичен. Он ничего из себя не изображает, что свойственно людям, которые «не кажутся», а «есть».
Наконец, остался у нас загадочный Антон Антоныч Загорецкий. Пусть сначала расскажут о нем все, что смогут найти: что он карточный шулер и доносчик, и всем это известно, но его продолжают принимать в обществе, потому что он умеет быть полезен: кому билетик в театр добудет, кому собачку, кому арапку… В итоге задаем вопрос: если Репетилов – двойник Чацкого, то чей же двойник Загорецкий?
Если не ответят сразу, подскажем: а кто еще втерся в общество, к которому он не принадлежит по своему истинному положению? Кто еще зарабатывает себе связи, оказывая мелкие услуги? В карты играет, вместо того чтобы танцевать с молодежью?
Оказывается, Молчалин. Что говорит нам о Молчалине Загорецкий? Что в фамусовской Москве подобный тип не пропадет и не будет отвергнут. Ему здесь все простят: и шулерство, и доносы, – потому что он умеет быть полезным и приятным. А значит, и Молчалину в итоге ничто не угрожает.
Какой еще внесценический персонаж связан с Молчалиным? Его отец со своим знаменитым «завещанием». Если Загорецкий – будущее Молчалина, то заветы его отца показывают, как этакий характер формировался.
Итог нашего разговора: множество внесюжетных и внесценических персонажей выполняет в комедии следующие функции:
– служат реалистическим фон для основного действия (демонстрируют «типические обстоятельства»);
– показывает, что повлияло на формирование характеров главных героев;
– отчасти служат прогнозом их дальнейшей судьбы;
– в некоторых случаях становятся контрастным фоном, на котором проявляются лучшие качества героев: незаурядность Чацкого и Софьи, добрые свойства Фамусова.
И хоть они и нарушают представления классицистов о единстве действия, но именно они делают «Горе от ума» произведением, в котором отразилась целая эпоха русской жизни, и к тому же демонстрируют новый прием характеристики литературного героя – через сопоставление с подобными, со средой.
Своеобразие драматического действия в комедии
В русской комедии в начале 19 века все строилось на любовной интриге. Такая интрига у Грибоедова есть, но это не единственный конфликт в комедии (а конфликт - основа любой драмы). Есть еще конфликт Чацкого и фамусовского общества - конфликт общественный, в который втянуто множество действующих лиц, которых современники Грибоедова сочли "внесюжетными". Поклонники классицизма обвинили Грибоедова в наружении единства действия, однако они ошиблись. Оба конфликта по сути очень тесно связаны между собой: выбор Софьи между Чацким и Молчалиным - это выбор, который делают и зрители, - выбор между идеалами Чацкого и привычными нравами фамусовского общества. Оба конфликта развиваются параллельно, но их связывает общая кульминация: сцена клеветы на балу. Это и месть Софьи, обидевшейся за Молчалина, и месть общества, задетого словами Чацкого.

Последние сообщения автора:





Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Войти или Зарегистрироваться

Вход в систему



Через социальные сети/сервисы:

Twitter
Facebook
Vkontakte
Google Oauth2
Yandex

Забыли пароль?

закрыть

Регистрация нового пользователя


Обычная:
Через логин и пароль

Или через социальные сети/сервисы:
Twitter
Facebook
Vkontakte
Google Oauth2
Yandex

Забыли пароль?

закрыть