Загрузка ...
блоги
|
литература (оксана вениаминовна) |
|
Сентиментализм
Это
направление появляется в Англии во второй половине 18 века как первая попытка
избавиться от засилья классицизма и рационализма вообще. Нет, прямо заявить что
Разум наш – совсем не лучший советчик, а скорее лукавый обманщик, решатся
только романтики (и уже очень скоро – едва лишь произойдет «долгожданная»
Французская революция и весь мир увидит ее кровавые последствия).
Сентиментализм еще не бунт, а мягкая, исподтишка, попытка высвободиться.
Рассказывать о нем лучше всего, сравнивая с классицизмом – так очевиднее его
своеобразие. Название происходит от слова «сентименты» (или сантименты) –
чувства. «Сентиментальный» – значит «чувствительный».
Пункт 1: «кому выгодно»? Классицизм,
как мы помним, вначале прославлял абсолютную монархию и жесткую иерархичность
дворянского государства. Сентиментализм – направление третьего сословия,
к которому дворяне относились свысока (вспомним Мольера: хоть Журден и богат, а
все же всякие маркизы относятся к нему, как к личности второго сорта).
Пункт 2: кого изображает? Классицизм
в высоком стиле воспевал одних лишь мифических героев, царей и полководцев, а
над третьим сословием смеялся в низком стиле. Сентиментализм сочувственно
изображает жизнь простого человека: незнатного и часто небогатого, добывающего
себе пропитание собственным трудом. Тут появляются чувствительные купцы,
честные гувернантки, трогательные «поселяне» и т.п. И наоборот: дворянин чаще
всего предстает в литературе классицизма как человек жестокий, безнравственный,
высокомерный, безответственный, всегда готовый разрушить чужое счастье и
поломать чужую жизнь ради собственной прихоти или краткого увлечения. Если для классицизма
«знатный» означает «благородный», то для сентиментализма «знатный» – это
«бессовестный». И наоборот: сентиментализм всячески превозносит добродетели
третьего сословия и, вероятно, льстит ему так же, как классицизм в свое время
льстил монархам и дворянам.
Пункт 3: что воспевает? Классицизм воспевает
«общественное» (долг), то есть службу государству, а личным (чувствами) велит
безжалостно жертвовать ради великих целей. Сентиментализм, наоборот,
воспевает чувство (отсюда и название) и частную жизнь простого, ничем для
государства не замечательного человека. Он даже берется отстаивать право на
личную жизнь, не подавляемую государством. Когда Державин в оде «К Фелице»
прославляет Екатерину за то, что она позволила своим подданным просто жить, в
этом уже есть отзвук новых идей, внесенных в мир сентименталистами. Потому и
рамки высокой классической оды оказались для Державина узки.
Пункт 4: к чему взывает? Классицизм
взывает к разуму и только к разуму (потому что, как мы помним, по Декарту,
разум – это «линия связи» между человеком и Богом). Сентиментализм
взывает к чувству и только к чувству, иногда сильно перегибая палку. Жан-Жак
Руссо (французский сентименталист) решился утверждать, что «критерием
добродетели человека являются его природные желания» (что естественно, то,
значит, и правильно). А другой знаменитый француз, Дени Дидро, заявил, что он
«прощает все то, источником чего является страсть». Попорченность человеческой
натуры первородным грехом сентименталисты как-то потеряли из виду. Они стояли
на том, что любой естественный, спонтанный душевный порыв всегда правилен. Уж
во всяком случае правильнее, чем рассудочный, хорошо обдуманный поступок.
Пункт 5: излюбленные жанры. Классицизм любил, как нам известно, жанры
высокие: трагедию, героическую поэму, оду. Причем все это – стихи, даже
трагедии. А вот сентименталисты писали в основном прозу. И тут им
удалось изобрести и сделать очень популярными сразу несколько жанров. 1)
Семейно-бытовой роман (диккенсовский роман, к примеру, есть прямое развитие
романа сентиментального, со всеми обстоятельными предысториями про родителей,
бабушек, дядюшек и проч.). Один из самых знаменитых сентиментальных романов
упоминается Пушкиным в «Евгении Онегине»: это «История сэра Чарльза Грандисона»
английского писателя Сэмюэля Ричардсона («Великолепный Грандисон, Который нам
наводит сон»); не менее знамениты его же «Кларисса Гарлоу» и «Памела, или
Вознагражденная добродетель» (которые тоже нам наводят сон). Именно в них во
все красе являются добродетельные бедные девицы и развратные богачи
аристократы. 2) Чувствительная повесть
(вот как наша «Бедная Лиза»). 3) Мещанская драма (она же – «слезная комедия»).
Изобрели ее тоже англичане, но вскоре эстафету подхватили немцы. Самая первая и
знаменитая из этих драм – «Лондонский купец, или История Джорджа Баривеля»,
автор – Джордж Лилло. Опять несчастная обманутая девица, бессовестный
аристократ-обманщик и великодушный купец-отец, который и есть главный
положительный герой. Зрители рыдали и выжимали носовые платки. Почему тогда это
«комедия»? Да по классицистической еще привычке: раз третье сословие – значит,
комедия. Тот же сюжет использовал у немецкий драматург Готхольд Эфраим
Лессинга, который назвал свою слезную комедию «Мисс Сара Сампсон» (в английском
духе). В ней несчастную обманутую девицу в итоге отравила коварная соперница-аристократка.
А ветреный возлюбленный, наоборот, раскаялся и рыдал над умирающей девушкой
вместе с отцом и зрительным залом. 4) Письма, дневники и, главное, –
путешествия. Жанр «сентиментального путешествия» окажется на редкость
плодотворным в мировой литературе. Изобрел его английский же писатель Лоренс
Стерн. Это по-настоящему крупный писатель. Его сентиментализм, в отличие от
большей части того, что написано в рамках этого направления, проникнут иронией,
чаще всего горькой. Он смеется над классицистическим «каноном» и показывает,
какая низменная подоплека скрывается под ходульной «правильностью» высоких
фраз. Он написал один роман - «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» –
прихотливый, странный, алогичный, полный чудаков и практически лишенный фабулы.
Самый яркий персонаж – некий дядюшка Тоби – отставной военный, забавляющийся
тем, что играет в войну в собственном саду, а впрочем, добрейший чудак. И
«Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» – знаменитейший образец
нового жанра. Герой его – некий пастор Йорик (взятый из романа) – называет себя
«сентиментальным путешественником» – в отличие от путешественников тщеславных и
любопытных. Его больше интересуют собственные чувства, чем жизнь, природа и
история страны, по которой он проезжает. Описывать не достопримечательности, а
свои субъективные впечатления были новостью неслыханной. Путеводители в те
времена уже существовали, а вот таких путевых заметок еще не было. Вернувшись к
биографии Карамзина, мы можем теперь сказать, что «Письма русского путешественника»
он создавал как раз в этом новом и модном жанре. А кое-кто из исследователей
говорит, что и «История государства Российского» – это сентиментальное
путешествие, только во времени, а не в пространстве. Тут есть свой резон: цель
такого путешествия – оживить что-то отдаленное, «чужое», приблизить его к
восприятию обычного человека своего времени и круга. Карамзин писал «Историю»
так, чтобы прошлое оживало перед глазами его современников. Для этого он часто
заставлял героев произносить совсем не те слова, которые включены в летописи.
Это отметил еще Кюхельбекер, имевший время сверить тексты, когда находился в
одиночном заключении: «Страсть у Николая Михайловича наряжать наших древних
славян во фраки!» В самом деле, по летописи, князь Дмитрий Донской перед
Куликовской битвой говорит: «Хочу с вами общую чашу испить и тою же смертию
погибнуть за святую веру христианскую! Если умру – с вами, если спасусь – с
вами!» (в ответ на предложение приближенных поберечь себя и не участвовать в
битве). У Карамзина Дмитрий Донской произносит такую речь: «Где вы, там и я.
Скрываясь назади, могу ли сказать вам: «Братья! Умрем за отечество!» Примеры
взяты у Т.Л.Воронина, который старается
Карамзина оправдать: Кюхельбекер, мол, уже романтик, он чувствует и понимает старину
такой, какая она есть. А Карамзин пишет для публики, воспитанной в духе
рационализма 18 века, а эта публика иначе просто бы не поняла… Возможно, он и
прав. И летописный текст тоже едва ли точно передает слова князей: там
соблюдается свой этикет.
Пункт 6: изображение человека. Классицисты
видят человека простым и схематичным. В основном каждый их герой наделен всего
одним каким-то свойством: если это Скупой, он только скуп (как заметил Пушкин
по поводу даже великого Мольера). Сентименталисты заметили, что человек
может быть сложен и противоречив (ветрен и добр; сначала поступает
легкомысленно, а под конец раскаивается – как в «слезной комедии»). Изобразить,
однако, эту сложность им еще очень трудно. Главный прием, к которому они
прибегают в прозе, – повествование от первого лица (отсюда склонность включать
в романы письма и дневники, где человек сам говорит о своем внутреннем мире). В
частности, роман в письмах – тоже излюбленный жанр сентиментализма. Это
довольно сложная по композиции структура: надо так подобрать пары
корреспондентов, чтобы из переписки возникала объемная и объективная картина
происходящих событий. В русской литературе есть один знаменитый роман в письмах
– «Бедные люди» Достоевского, первое его законченное самостоятельное
произведение. Известно, что мать Достоевского очень любила сентиментальную
литературу, читала ее детям вслух, поэтому влияние сентиментального стиля
весьма заметно в ранних книгах писателя. Да и в поздних книгах нет-нет, да
возникнет персонаж, который изъясняется в сентиментальном стиле. Существует
также незаконченный роман в письмах у Пушкина – очень интересный и совсем
несентиментальный.
В драме
показать сложность человека было еще труднее. Если есть немножко времени в
запасе, можно рассказать, как пытался решить эту проблему тот же Лессинг. Есть
у него вполне неплохая комедия - «Солдатское счастье», в которой главный герой
а) добр, б) храбр, в) честен, г) великодушен, д) влюблен, е) прямодушен, ж)
бескорыстен. Золото, а не человек! И вот, чтобы показать зрителям эти семь
свойств, Лессинг выстраивает экспозицию из семи (!) сцен, где появляются семь
разных второстепенных персонажей, и на каждом из них герой проявляет одно из
своих замечательных свойств. Как пишут ехидные специалисты, к концу эпохи
Просвещения уже становится ясным, что у
человека все-таки не одно, а много свойств характера, но они мыслятся как некие
отдельные субстанции, наподобие аптечных порошков, рассыпанных по разным
коробочкам: здесь доброта, здесь щедрость… а храбрость, как известно, кипит в
особом горшочке под золотой крышкой.
От одного
классицистического заблуждения сентименталисты так и не избавились: они честно
продолжали делить героев на положительных и отрицательных.
Пункт 7: чему следовать? Классицисты
были уверены: закону, заповеди, разуму и долгу. Сентименталисты считали:
природе и чувству. То и другое они норовили написать с большой буквы. Природу
частенько называли Натурой (стоить иметь это в виду). Из чувств отдавали
предпочтение все же не бурным страстям (это территория романтиков), а меланхолической
(чаще всего слащавой до безобразия) чувствительности. И хорошо, если им хватало
вкуса (как Л.Стерну) смягчить ее ироничной усмешкой. Кстати, вероятно именно
поэтому английский сентиментализм – самый приемлемый для современного читателя:
его спасает фирменный английский юмор.
Пункт 8: природа или цивилизация? Классицисты,
как мы помним, опасались дикой и непредсказуемой природы: и зверей в лесу, и
бури на море, и вспышки человеческих страстей. И поэтому в своих парках стригли
деревья в форме геометрических фигур, чтобы они ничем не напоминали о
непричесанной естественности жизни. А сентименталисты, как мы уже
поняли, любили все простое и естественное; цивилизацию, же наоборот, считали
виновницей всех бед рода человеческого. Мы тут уже однажды говорили (в связи с
Просвещением), как французский сентименталист Жан-Жак Руссо звал вернуться к
идеалу «естественного человека», который не следует вычурной моде или
искусственным выкрутасам этикета. Одевается просто, живет не в городе, а в
сельской местности (поближе к природе), сам трудится и довольствуется малым…
А теперь –
внимание! – главное художественное
открытие сентименталистов. Они первыми догадались, что пейзаж –
великолепное средство передать внутреннее состояние героя. И хотя применяли они
этот прием довольно-таки топорно (если счастье – то на фоне солнечного утра,
если страсти – то на фоне бури, если печаль – то за окном капает дождик), сам
он необычайно плодотворен. Его подхватили и успешно использовали и романтики
(почти так же прямолинейно), и реалисты. Мы настолько привыкли этой функции
пейзажа, что нам и в голову не приходит, что она появилась всего лишь в конце
18 века.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Войти
или
Зарегистрироваться
Вход в систему
Через социальные сети/сервисы:Twitter
Facebook
Vkontakte
Google Oauth2
Yandex
Забыли пароль?
закрыть
Регистрация нового пользователя
Обычная:
Через логин и пароль
Или через социальные сети/сервисы:
Twitter
Facebook
Vkontakte
Google Oauth2
Yandex
Забыли пароль?
закрыть