Загрузка ...
блоги
|
литература (оксана вениаминовна) |
|
Ода, элегия, баллада
Ода
Для начала
два определения.
1) Взятое из
старинной «Пиитики»: «Ода есть изображение сильного чувства, возбужденного предметом высоким». 2) Из современного учебника: «Торжественное
лирическое стихотворение, написанное в приподнятом тоне». Как видим, старое
определение содержательнее и точнее. Поэтому и о других свойствах оды послушаем
старую книгу.
Ода состоит
из 3-х частей:
– Приступ
(вступление), который бывает или тихим, или стремительным (начинающимся фигурой
восклицания);
– Отступление
– сиречь основная часть (не только физики горазды изобретать безумную
терминологию);
– Заключение,
в нем должны содержаться «мысли разительные».
Другие
свойства оды:
– вдохновение
или восторг (тот самый «приподнятый тон»);
– лирический беспорядок
(от наплыва чувств и мыслей в каком-то месте ода должна показаться сбивчивой,
спонтанной, а не строго рассчитанной – какой она, естественно, обычно и бывала
на самом деле);
–
разнообразие (много сменяющих друг друга образов);
– единство
(все они должны создать единую и гармоничную «систему»);
– в оде
обязательно должно присутствовать олицетворение, причем желательно, чтобы при
этом использовались античные реминисценции (боги и герои). Олицетворение
старинная «Пиитика» называет «душой оды».
Кроме того,
можно уточнить, что оды писались пятистопным ямбом. Одическая строфа включает
10 строк, увязанных с помощью 3-х видов рифмовки: перекрестной, парной,
опоясывающей (кольцевой).
Элегия
Что такое
элегия?
Почти во всех справочниках и
энциклопедиях пишут, что это жанр лирической поэзии, появившийся в Греции в 7-м
веке до н.э. Тогда у него была четкая форма («элегическое двустишие»), но не
было фиксированного содержания. А вот в начале 19-го века н.э. все изменилось.
Форма элегии стала свободной, зато содержание – «фиксированным». Теперь элегия
– это большое стихотворение, серьезное (медитативное) и даже печальное.
Размышления о жизни, часто сожаления об ушедшем: молодости, любви, вдохновении,
самой жизни. Немногие дотошные источники объясняют: в основе элегии лежит очень
древний фольклорный жанр, известный практически у всех народов (начиная с
Древнего Вавилона). Изначально элегия – плач на тризне, в котором воспевалась
вся жизнь того, кто ушел, – именно в контексте прощания. Вспомним похороны
короля Теодена (а можно – погребение Боромира): певец воспел всю его жизнь,
делая упор на то, что он больше не поскачет в бой, не запирует в своем дворце,
не раскурит трубку… Это и есть элегия. Не случайно первой элегией Жуковского
стало «Сельское кладбище» – там этих мотивов вдоволь.
Баллада
Термином баллада называют два разных жанра
(французский и английский). Французская баллада – жанр лирический, что-то
вроде любовной песенки с обязательным припевом, служила она для танцев - вроде
хоровода (само слово имеет корень со значением «кружиться»). Англо-германская
баллада – жанр лиро-эпический: это рассказ, страшный (либо мистический,
либо кровавый), часто исторический (национальный) сюжет. В балладе от эпоса –
сюжет, от лирики – настроение мрачной (мистической) жути. И обращаем внимание,
что эти баллады пришли из фольклора – в ЕГЭ об этом специально спрашивают
(«Какой фольклорный жанр лежит в основе «Светланы» – ответ: баллада).
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Войти
или
Зарегистрироваться
Вход в систему
Через социальные сети/сервисы:Twitter
Facebook
Vkontakte
Google Oauth2
Yandex
Забыли пароль?
закрыть
Регистрация нового пользователя
Обычная:
Через логин и пароль
Или через социальные сети/сервисы:
Twitter
Facebook
Vkontakte
Google Oauth2
Yandex
Забыли пароль?
закрыть