Восхождение – 33 года
К просмотру строго рекомендуется!!!
Год выхода: 1976
Жанр: Военный, Драма
Режиссер: Лариса Шепитько.
В Ролях: Борис Плотников, Владимир Гостюхин, Анатолий Солоницын, Сергей Яковлев, Мария Виноградова, Николай Сектименко, Людмила Полякова, Виктория Гольдентул.
Аннотация: По мотивам повести Василя Быкова "Сотников".
Белоруссия зимой 1942 года. Бывалый партизан Рыбак и офицер Сотников отправляются на поиски продовольствия для партизанского отряда. После стычки с полицаями они скрываются в деревне, но спустя некоторое время их настигают каратели. Допросы, пытки, страх...
Поиски выхода, компромисса, сделки с совестью приводят одного из героев фильма к предательству.
Вы когда-нибудь видели советский фильм, в котором откровенно показана молитва, причём неоднократно? Нет? Я тоже никогда такого не видел, пока не посмотрел фильм «Восхождение». Картина произвела потрясающее впечатление - такого кино я давно не смотрел. В ряд с этой лентой я рискнул бы поставить разве что «Сталкера» и «Солярис» Тарковского, «Преступление и наказание» Кулиджанова, «Остров» Лунгина… Только в очень немногих картинах режиссерам удаётся по-настоящему глубоко раскрыть суть таких духовных понятий, как героизм, честь, предательство, совесть, страх, смерть…
Сразу скажу насчёт содержания: это не боевик, стрельбы в фильме крайне мало. Несмотря на год выпуска - фильм чёрно-белый. Но лента интересна не своей внешней частью, а частью психологической – то есть тем, как режиссер, используя какие-то внешние изменения в облике героев, деталях пейзажа, музыке, добивается создания картины внутреннего мира персонажей. Лариса Шепитько активно использует приём, который я видел и у Тарковского и у Кулиджанова, своеобразное музыкальное оформление – стилизацию колокольного звона, показывающую особенное внутреннее состояние героя в разных эпизодах. Например, когда Сотников осознаёт для себя, что смерть ему не страшна, то звучит музыка, а его лицо освещает внезапно вышедшее из-за туч солнце…
Как уже говорилось выше, фильм намеренно чёрно-белый – это тоже психологический приём создания атмосферы, который использовал и Тарковский в «Сталкере» и Кулиджанов в «Преступление и наказании».
Название картины очень символично – ведь весь фильм - это восхождение Сотникова на свою голгофу.
Молитва играет немаловажную роль в фильме, а особенно в эпизоде ночи перед казнью: приговорённый староста, читающий 50 псалом, становится антиподом Рыбака, пытающегося найти спасение для себя и уговорить смертельно больного Сотникова не сдаваться, а искать компромисс между предательством и героизмом ради спасения жизни.
Интересно то, что, казалось бы, самый надёжный Рыбак, осуждающий старосту и женщину, укрывшую их, за продажность и малодушие, оказывается единственным предателем среди них – в этом ходе сценария отражается евангельский принцип: «Не судите, да не судимы будете!» Герой стал настоящим иудой, даже пытался повеситься, когда осознал своё предательство, но не сумел. Смотрящий на церковь и безудержно рыдающий Рыбак, сам осудивший себя – последние кадры фильма…
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Войти
или
Зарегистрироваться
Вход в систему
Через социальные сети/сервисы:Twitter
Facebook
Vkontakte
Google Oauth2
Yandex
Забыли пароль?
закрыть
Регистрация нового пользователя
Обычная:
Через логин и пароль
Или через социальные сети/сервисы:
Twitter
Facebook
Vkontakte
Google Oauth2
Yandex
Забыли пароль?
закрыть