Загрузка ...

блоги


блог директора




«На зеркало неча пенять, коли рожа крива»
26 декабря 2011

   Роман Оскара Уайльда, опубликованный в 1890 г., сразу стал причиной общественного скандала, в ходе которого критики обвиняли автора в проповеди безнравственности, а Уайльда требовали отправить в тюрьму. Позднее этот же роман станет манифестом европейского эстетизма и провозглашен классикой английской литературы. Единственный роман Уайльда был написан всего лишь за три недели, был 25 раз экранизирован и дал название болезни – «синдром Дориана Грэя» (страх перед физическим старением). Дориан – в некотором роде новый Фауст. Очевидно сходство сюжета с не менее известным романом О. Бальзака «Шагреневая кожа».  Примечательно, что в книге не назван ни один из пороков Дориана (кроме наркомании), что тоже символично. «Каждый человек видит в Дориане Грэе свои собственные грехи. В чем состоят грехи Дориана Грея, не знает никто. Тот, кто находит их, привнес их сам», – писал Уайльд в одном из своих писем. 
   Оскар Уайльд был далеким от христианства законченным эстетом, однако создавшим очень глубокую по своему нравственному содержанию философскую притчу, которая ставит перед читателем серьезные вопросы, некоторые из которых попытаемся сформулировать и мы:


«Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Как любить себя?
Как мог бы Дориан Грэй не потерять лицо?

   «Любовь бывает весьма разной. Она бывает искренней и обманчивой. Искренней любовью мы можем назвать родительскую любовь к своим детям, а обманчивой – любовь к себе. Себялюбие является одним из самых тяжких грехов человека. Это такое состояние души, в котором пребывает человек, когда он видит и ценит только красоту внешнюю, а не внутреннюю. Чтобы не впасть в такое состояние, мы должны жить по заповеди Христа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Любить себя надо в меру. Любить за хорошие дела и поступки, а за плохие ненавидеть и стараться изменить себя. Оскар Уайльд написал такой интересный роман, который заставляет читателя задуматься о себе и внести поправки в свою жизнь. Дориан Грэй – очень запутанная и замкнутая в себе личность… Он красивый и богатый – казалось бы, что еще надо человеку для счастья? Но главное, чего ему не хватало, – это любви. Он любил только себя…»
   «Любовь к себе – пожалуй, самая сильная любовь всех людей, которая, достигнув своей конечной и самой низшей ступени, завладевает человеком и перерастает в эгоизм.
   У Дориана Грэя эгоизм показан во всей его неприглядности и, что самое страшное, последствия этого чудовищного эгоизма, которые могли бы остановить его, почти отсутствовали. Эта безнаказанность все сильнее развивала в нем этот порок, который стал его сущностью.
   Любовь к себе должна соответствовать и любви к ближнему (так гласит заповедь), однако очень сложно сохранить это равновесие.
   Помимо Дориана Грэя в книге есть еще один знаменательный персонаж – лорд Генри, который со всей своей циничностью давил и топтал в Дориане все слабые зародыши раскаяния, вызванные уродством портрета. Если бы не лорд Генри и его влияние, которое было намного сильнее слабых попыток художника Бэзила вернуть прежнего Дориана, все могло быть иначе. В этом поединке за развитие характера Дориана побеждает лорд Генри. И победа стала окончательной гибелью личности Дориана. Лорд Генри заложил в Дориана свои мыли и чувства. Дориан стал его подопытным кроликом, его слабый эгоизм получил сильный импульс от этого человека и превратился в его адскую сущность».
   «Я считаю, что на жизненный путь Дориана Грэя очень сильно повлиял лорд Генри. Ведь сначала юноша был чист душой, ничего не знал о внешнем мире. Мысли о вечной красоте внушил ему Генри, и большой ошибкой Грэя было к нему прислушиваться.
   В романе О. Уайльда четко показано сопоставление души и тела. Полное соответствие вначале и разрушение души в конце. Д. Грэй был простым молодым человеком, только что вставшим на самостоятельный путь, ему не повезло встретить человека себялюбивого и свободного, умного и злобного. Лорд Генри мог впечатлить общество, и Грэй посчитал его своим авторитетом, равняясь на него. И это ему удалось – с момента сделки он уже не ограничивал себя ни в чем. Генри говорил о свободе,  и Грэй достиг полной свободы в своем понимании. Никто уже не мог его остановить.
   С другой стороны, в Дориане всегда была заложена некоторая эгоистичность, которая потом просто развивалась. Генри, заметив это, сумел развить ее. Дориан мог бы остановиться вовремя, но не захотел сам. Конечно, в этом есть его вина: ведь все можно было изменить. Или не начинать грязный путь жизни».
   «…Нам дана заповедь: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя”. Но как же любить себя, если самолюбие – грех?! Давайте называть вещи своими именами: мы все любим себя, причем часто себя мы любим гораздо больше, чем своих ближних.
   Однако мы все понимаем, что любовь к себе – это страсть, а от страстей надо избавляться или, хотя бы, не поддаваться им.
   На примере главного героя книги мы видим, что случается с человеком, поддавшимся страсти. Диавол захватил его душу, и молодой человек вряд ли мог что-то изменить. Даже мысли о переломе жизни были посланы ему гордостью и самолюбием, а не совестью.
   Итак, любить себя надо в меру, смиряясь и не поддаваясь страсти. Нужно помнить о несовершенстве человека и его грешной души, следовать примерам святых людей, для которых ближний был гораздо дороже, чем “я”».
   «После прочтения книги остается тяжелое ощущение недосказанности, не хочется верить, что Дориан Грэй был настолько плохой: к нему даже возникает сочувствие. Ведь в начале книги он представляется добрым, хотя нет, не добрым, – просто о нем говорится только со стороны внешности, в контексте его личного отношения к себе. Вообще на протяжении всего романа Дориан изображен так, как он сам видит себя на портрете, но мы не видим личного отношения автора к своему герою.
   Мне кажется, сбой в его жизни произошел уже тогда, когда ему был подарен портрет. Он влюбляется в него, то есть в самого себя, и старается следовать новому идеалу, так как портрет – всегда преувеличение, приукрашивание и внешности, и человеческих качеств, нередко проявляющихся на лице.
   С начала романа Дориан Грэй вызывает сочувствие, художник Бэзил дорожит дружбой с ним, это трогательно, это умиляет – представить себе прекрасного человека, как внешне, так и внутренне. У Дориана богатая душа. Но почти сразу это впечатление рассеивается, потому что самолюбие – грех, а друг юноши Бэзил еще больше подогревает это самолюбие. Он не хотел продавать портрет Дориана, говоря, что вложил в него самого себя. Складывается впечатление, что он почти обожествляет этого человека, что впоследствии и погубило Дориана Грэя. Если б не портрет, было бы у него и истинное доброе лицо!»
   «В начале романа Дориан вполне подходит для примера к вопросу “как любить себя”, но после написания портрета дается ответ на другой вопрос: “Что будет, если любить себя больше всего?” Поведение, чувства главного героя очень подробно свидетельствуют о состоянии человека, любящего себя, ставящего себя выше всех.
   Роман показывает, что нельзя переходить черту, когда ты оказываешься во власти себялюбия…»
   «…Лорд Генри любил наблюдать за людьми. Он заметил, что в Дориане с самого начала заложен эгоизм, и способствовал его развитию ради собственного любопытства. Возможно, если бы Дориан не встретил лорда Генри, он не совершил бы ужасных преступлений. Но я думаю, что и без этой встречи он осознал свою красоту и не стал бы самым лучшим человеком, хотя все могло бы быть не так уж плохо.
   Я думаю, что если бы Дориан Грэй в своей жизни не встретил бы ни одного плохого человека, тогда, возможно, он не потерял бы свое лицо. Но в его время, как и в наше, это практически невозможно».
   «…Почему же Дориан так испортился? Что же повело его по пути безнравственности? Наверное, только одно: любовь к себе. Когда Дориан совершал что-то плохое, он мог смотреть в зеркало, но не чувствовал угрызений совести, потому что видел чистое и прекрасное лицо, не тронутое пороками.
   Заповедь гласит: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя”. Дориан мог любить только себя потому, что видел только свою красоту и считал остальных не столь красивыми и, следовательно, недостойными своей любви. Если бы он старился, как все, он бы понял, что красота и молодость временны и что он когда-то станет старым и уродливым».
   «Художник вкладывает особый смысл в этот портрет, который является как бы совестью своего владельца. Сначала человек был прекрасен и телом и духом, но постепенно его душа гнила, растлеваемая гедонистическим образом жизни. Картина, как зеркало души, отражала все злодеяния изображенного на ней человека… Тело – оболочка, душа – вот истинная ценность. Дориан любил внешность, а на сущность свою ему было плевать. И после смерти он обрел свое истинное лицо.
   Жить надо правильно, вот что! Тогда и внешность будет в порядке».
   «Дориан пресекал свое желание раскаяться и умер, так и не разобравшись в себе».

Виновник...
Виновник...


Последние сообщения автора:





Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Войти или Зарегистрироваться

Вход в систему



Через социальные сети/сервисы:

Twitter
Facebook
Vkontakte
Google Oauth2
Yandex

Забыли пароль?

закрыть

Регистрация нового пользователя


Обычная:
Через логин и пароль

Или через социальные сети/сервисы:
Twitter
Facebook
Vkontakte
Google Oauth2
Yandex

Забыли пароль?

закрыть