Загрузка ...

блоги


блог директора




Вагнер
29 ноября 2009

В прошлый раз мы говорили о Вагнере, а завтра пишем маленькую работу :) Хотелось бы, чтобы Вы побольше узнали об этом композиторе.

Рихард Вагнер (1813–1883) – великий немецкий композитор. Родился 22 мая 1813 в Лейпциге, в семье чиновника и дочери мельника. Детство Вагнера не было бла-гополучным: он много болел, семья часто переезжала, в результате мальчик учился урывками в школах разных городов. Тем не менее уже в юные годы Вагнер воспринял многое из того, что ему впоследствии пригодилось: он был хорошо начитан в классиче-ской и современной литературе, посещал концерты, овладел азами композиторской техники, живо интересовался политикой и философией. В феврале 1831 поступил в Лейпцигский университет.

В 1832 г. Вагнер получил должность репетитора (хормейстера) в оперном театре Вюрцбурга. В 1834 он занял место дирижера в Магдебургском театре. Больших успе-хов молодой музыкант в Магдебурге не добился. Он поработал в Кёнигсберге и Риге, но не задержался и в этих городах. Вагнера донимали долги и разочарование в своих силах после неудач двух новых произведений. Вагнер сбежал от долгов и прочих не-приятностей. Осенью 1838 Рихард живет в Риге, однако театральные интриги вынудили его вскоре покинуть театр. С женой он отправился в Париж морем, посетив по пути Лондон. Морское путешествие оказалось тяжелым испытанием, о чем Вагнер красно-речиво повествует в своей автобиографии «Моя жизнь». Во время плавания он услы-шал от матросов легенду, которая легла в основу его новой оперы Летучий голландец (Der fliegende Hollander). Несмотря на всевозможные трудности и отсутствие постоян-ного заработка, Рихард развернулся в Париже в полную силу. Обаяние, блеск интеллек-та обеспечили ему уважение и дружбу ряда выдающихся людей.

В Дрездене в начале 1843 г. был поставлен и «Летучий голландец». Хотя эта опера выдержала только четыре представления, имя Вагнера приобрело известность столь значительную, что в феврале 1843 он был назначен на должность придворного капельмейстера (руководителя придворной оперы). Эта новость привлекла внимание многочисленных кредиторов композитора из разных городов Германии. Вагнер, гени-ально умевший улаживать конфликты, порождавшиеся жизнью не по средствам, спра-вился с нашествием кредиторов – так же, как с предыдущими и последующими инци-дентами такого рода (то есть сбежал).

В последние годы дрезденского периода Вагнер изучал эпос Песнь о Нибелунгах и часто выступал в печати. В мае 1849, находясь в Веймаре, Вагнер узнал, что в его до-ме был обыск и уже подписан ордер на его арест в связи с участием в дрезденском вос-стании. Оставив в Веймаре жену и многочисленных кредиторов, он спешно уехал в Цюрих, где провел следующие 10 лет.

В 1851 веймарский двор, по настоянию Листа, предложил Вагнеру 500 талеров с тем, чтобы часть будущей тетралогии – «Гибель богов» была готова к исполнению в июле 1852. Однако вагнеровский замысел явно превышал возможности веймарского театра.

В 1860 г. Вагнер узнал от саксонского посла, что имеет право вернуться в Гер-манию, в любую область, кроме Саксонии (этот запрет был снят в 1862). Композитор использовал полученное разрешение для поисков театра, который взялся бы за поста-новку его новых опер. Неуверенность в завтрашнем дне тяготила его, и в 1864, перед лицом угрозы ареста за долги, он совершил очередной побег в Мариенфельд. Это было поистине последнее убежище: по словам современника, «большинство друзей компо-зитора, особенно располагавших средствами, устали от его просьб и даже начали бо-яться их; они пришли к выводу, что Вагнер абсолютно неспособен соблюдать элемен-тарные приличия, и не собирались более позволять ему покушаться на их кошельки».

В этот момент пришла нежданная помощь – от Людвига II, который только что взошел на королевский престол в Баварии. Больше всего на свете молодой король лю-бил оперы Вагнера, – а они исполнялись в Германии все чаще и чаще – и пригласил их автора в Мюнхен. Людвиг Баварский, разочаровавшись в Вагнере как человеке, неиз-менно оставался страстным поклонником его искусства. Вопреки серьезным препятст-виям и собственным предубеждениям он добился постановки в Мюнхене «Нюрнберг-ских Мейстерзингеров» (1868), «Золота Рейна» (1869) и «Валькирии» (1870), и столица Баварии превратилась в центр притяжения для европейских музыкантов. В те годы Ваг-нер стал бесспорным лидером в европейской музыке. Избрание в Прусскую королев-скую академию искусств стало поворотным пунктом в биографии Вагнера. Теперь его оперы ставились по всей Европе и часто встречали у публики горячий прием. Понадо-билось много труда, поддержка доброжелателей и финансовая помощь короля, чтобы начать строительство театра в Байрейте: он был открыт в августе 1876 премьерой «Кольца нибелунга». В сентября 1882 Вагнер снова отправился в Италию. Его мучили сердечные приступы, и один из них, 13 февраля 1883, стал роковым. Тело Вагнера было перевезено в Байрейт и захоронено с государственными почестями в саду его виллы «Ванфрид».

Из этой концепции Вагнера проистекают две основополагающие идеи: искусст-во должно твориться сообществом людей и принадлежать этому сообществу; высшая форма искусства – музыкальная драма, понимаемая как органическое единство слова и звука. Воплощением первой идеи стал Байрейт, где театр трактуется как своего род храм искусства, а не как развлекательное заведение; воплощением второй идеи – соз-данная Вагнером музыкальная драма.

Последние сообщения автора: