Загрузка ...

блоги


блог директора




Жажда жизни
2 декабря 2009

Это был необычный голландский живописец. В 1869-1876 он был сотрудником художественно-торговой фирмы в Гааге, Брюсселе, Лондоне, Париже, в 1876 работал учителем в Англии, изучал теологию, в 1878–1879 был миссионером-проповедником в шахтерском районе Боринаж в Бельгии. Защита интересов шахтеров привела его к конфликту с церковными властями. Лишь в 1880-е годы, то есть очень поздно он обратился к искусству, посещал Академию художеств в Брюсселе и Антверпене, с увлечением рисовал простых людей, крестьян, ремесленников, заключенных. В серии картин и этюдов середины 1880-х годов (“Крестьянка”, “Едоки картофеля”), написанных в темной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздает гнетущую атмосферу психологической напряженности. В 1886–1888 он жил в Париже, посещал частную художественную студию, изучал живопись импрессионизма , японскую гравюру, “синтетические” произве-дения Поля Гогена. В этот период его палитра стала светлой, исчезли земляные краски, появились чистые голубые, золотисто-желтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок (“Мост через Сену”, “Папаша Танги”). В 1888 он переехал в Арль, где окончательно определилось своеобразие его творческой манеры. Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и в то же время страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах (“Жатва. Долина Ла-Кро”), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах (“Ночное кафе”). Динамика цвета и мазка в его картинах наполня-ет одухотворенной жизнью и движением не только природу и населяющих ее людей (“Красные виноград-ники в Арле”), но и неодушевленные предметы (“Спальня художника в Арле”). Известно, что при работе над некоторыми картинами он прямо на холст выдавливал краску из тюбика - настолько ему не хватало средств выразительности.

Напряженная работа художника в последние годы сопровождалась приступами душевной болезни, которая привела его в больницу для душевнобольных в Арле, затем в Сен-Реми (1889–1890) и в Овер-сюр-Уаз (1890), где он сначал отрезал себе ухо (сохранился автопортрет с перебинтованной головой), а потом, увы, покончил жизнь самоубийством. Творчество двух последних лет жизни художника отмечено экстатической одержимостью, предельно обостренной экспрессией цветовых сочетаний, резкими сменами настроения – от исступленного отчаяния и мрачного визионерства (“Дорога с кипарисами и звездами”) до трепетного чувства просветления и умиротворения (“Пейзаж в Овере после дождя”).

Сохранилась и была опубликована переписка художника с его братом, на основе которой написана замечательная книга Ирвинга Стоуна "Жажда жизни"...

Последние сообщения автора: