Загрузка ...

блоги


блог директора




Прыжок "Пантеры"
4 декабря 2009

Канонерская лодка "Пантера", Германия, 1901 г. Спущена на воду в 1901 году в Данциге. Водоизмещение 1 тыс. т, мощность двух машин тройного расширения 1500 л. с., скорость хода 13,5 узла. Длина между перпендикулярами 63 м, ширина 9,1. Вооружение: 2 102-мм орудия, 6 37-мм автоматов, 2 пулемета. Всего Германией такого типа лодок было построено четыре: "Тигер" и "Лукс" в 1899, "Пантера" в 1901, "Эбес" в 1903 году.

В конце июня 1911 года командир немецкой канонерской лодки "Пантера" получил приказ прибыть в марокканский порт Агадир на побережье Атлантического океана с весьма необычной миссией. С одной стороны, ему предписывалось защитить германских подданных, которые могли "оказаться в опасности", а с другой - стараться избегать столкновений с местным населением. Поразмыслив над столь противоречивым приказом, командир "Пантеры" решил положиться на ход событий: придя в Агадир 1 июля, он поставил свой корабль в полумиле от берега и приказал офицерам внимательно следить за тем, что происходит на суше.

5 июля один из наблюдателей заметил, что туземец, бродивший по берегу, вдруг подбоченился. Этот жест, несвойственный марокканцам, показался офицеру несомненным свидетельством того, что подбоченившийся человек как раз и есть тот немец, на защиту которого была послана канонерка. Спущенная шлюпка доставила "туземца" - он действительно оказался немецким торговцем - на борт "Пантеры". И от него офицеры узнали вещи неслыханные. Оказалось, что в Агадире, который был закрытым портом, находившимся по фактическим протекторатом Франции, иностранцам жить запрещалось, и он - торговец - обосновался в другом порту на побережье - в Магадоре. Несколько дней назад ему приказали отправиться в Агадир, чтобы "подвергнуться опасности". Прибыв на место, он томился от безделья и целыми днями слонялся по берегу, ломая голову над тем, как дать знать о себе на "Пантеру".

Трудно поверить, что именно эти заурядные и отнюдь не героические действия немецкой канонерки, с которых начался так называемый Агадирский кризис, в течение нескольких последующих дней поставили мир на грань военной катастрофы.

Министр иностранных дел Германии Кидерлен решил: пора ударить кулаком по столу и потребовать от Франции в качестве "компенсации" за Марокко все французское Конго.

Французы пошли на уступки, а иначе в наших учебниках была бы совсем другая запись:

"Первая мировая война, 1911-1918 гг., началась с известных действий канонерской лодки "Пантера" и т.д.

Последние сообщения автора:





Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Войти или Зарегистрироваться

Вход в систему



Через социальные сети/сервисы:

Twitter
Facebook
Vkontakte
Google Oauth2
Yandex

Забыли пароль?

закрыть

Регистрация нового пользователя


Обычная:
Через логин и пароль

Или через социальные сети/сервисы:
Twitter
Facebook
Vkontakte
Google Oauth2
Yandex

Забыли пароль?

закрыть