Загрузка ...

блоги


блог директора




Откуда есть пошел русский классицизм
24 января 2010

Когда мы говорим о московском классицизме, фактически мы говорим о творчестве гениального русского архитектора Матвея Федоровича Казакова. Именно он в значительной мере определил архитектурный облик второй столицы России к началу XIX в. До сих пор спорят о том, какие памятники принадлежат ему, а какие – его подражателям, ученикам и последователям…

Матвей Федорович родился в Москве осенью 1738 в семье мелкого чиновника, бывшего моряка. Учился в московской архитектурной школе Д.В.Ухтомского и работал в его «команде». В 1768–1774 был помощником Баженова («Дом Пашкова», ансамбль дворца Екатерины в Царицыне, достроенный Юрием Михайловичем), оказавшего на него основополагающее влияние в так называемой Экспедиции Кремлевского строения; получив звание архитектора, возглавлял Экспедицию в 1775–1801.

С 1770-х годов творения Казакова во многом определяли характер новой московской архитектуры. Первым монументальным памятником классицизма в Москве явилось здание Сената в Кремле (1776–1787): треугольный по плану «храм Закона» великолепно вписался в средневековое окружение благодаря композиционной перекличке купола ротонды главного зала с кремлевскими башнями. Ротонда становится важным элементом в творчестве Казакова, определяя, в частности, композицию церкви св. благоверного царевича Димитрия при Голицынской (1794–1801), а позднее Первой городской больнице, где сейчас служит о. Аркадий Шатов. О барокко в обоих случаях (и в главном зале Сената, и в данном храме) напоминает пластичный архитектурный декор интерьеров. Более резкий, чем у Баженова, контраст строгой внешности здания и пышного интерьера входит в число характерных приемов Казакова.

Преображая целые районы города, Казаков проектирует университет на Моховой (1782–1793, перестроен Дж. Жилярди после страшного пожара 1812 г. в момент захвата Москвы Наполеоном). Его замыслы воплощены в многочисленных домах-усадьбах или городских дворцах Голицына, Демидова и других, разнообразных по композиции, с парадными колонными портиками. Наиболее совершенным среди интерьеров Казакова по праву считается Колонный зал Благородного собрания (ныне Дом Союзов, 1775), получивший свой нынешний вид – с величественной коринфской колоннадой и эффектными распалубками над верхними окнами – в 1790-е годы. Особое место в творчестве Казакова занимает неоготика (живописный красно-белый Петровский подъездной дворец Екатерины II, 1775–1782; затем Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского, а теперь гостиница для почетных гостей города Москвы, устроенная все тем же Юрием Михайловичем. Первыми гостями, кстати, здесь были нынешние патриархи Албанский и Александрийский, если не ошибаюсь).

Среди сотрудников и учеников Казакова (в 1805 его кремлевская Экспедиция получила статус архитектурного училища) были О.И. Бове, И.В. Еготов, Р.Р. Казаков и другие. В 1801 мастер вышел в отставку по болезни. Был увезен родными из столицы, когда к ней приближались наполеоновские войска. Умер Казаков в Рязани 26 октября (7 ноября) 1812.

Последние сообщения автора:





Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Войти или Зарегистрироваться

Вход в систему



Через социальные сети/сервисы:

Twitter
Facebook
Vkontakte
Google Oauth2
Yandex

Забыли пароль?

закрыть

Регистрация нового пользователя


Обычная:
Через логин и пароль

Или через социальные сети/сервисы:
Twitter
Facebook
Vkontakte
Google Oauth2
Yandex

Забыли пароль?

закрыть