Загрузка ...

блоги


блог директора




Любовный четырехугольник, или куда ведут сказки Гофмана
1 декабря 2011

    На дворе 1814 год… По Европе прокатились наполеоновские войны, умерла Жозефина Богарне, Симон Боливар, освобождая Латинскую Америку, с остатками армии отступил к Карибскому морю, родился великий поэт М. Ю. Лермонтов, а в тихом городе Лейпциге раздробленной Германии в одном из многочисленных погребков только что уволенный с должности директора музыкального театра неудачник-капельмейстер, даже взявший из любви к Моцарту в качестве псевдонима имя «Амадей», но уже умудренный жизненным опытом 38-летний Гофман пишет одно из самых известных своих произведений, фантастических и дурманящих исчезающей романтикой, – «Золотой горшок».
    Растяпа Ансельм влюблен то ли в сказочную Серпентину, то ли во вполне реальную Веронику, которая, в свою очередь, любит то ли идеализированного ею Ансельма, то ли практичного надворного советника Геербранда… В общем, все крайне запутано, почему для тех, кто читал, возникают вопросы:
«Как Вы оцениваете выбор Ансельма между Серпентиной и Вероникой?»
«Как Вы оцениваете выбор Вероники между Ансельмом и Геербрандом?

   «“Где вы, блаженные грезы о будущем счастье?” (эпиграф) … Прочитывая страницу за страницей, мы невольно разделяем героев картины на два типа людей: людей, в чьих душах живет и процветает вера и любовь, и иных, в чьих душах живет лишь убеждение, что все это – безумство.
Однако чувства регистратора Геербранда были более живыми, нежели чувства конректора Паульмана, что мог заметить благосклонный читатель в вигилии одиннадцатой, после пунша.
После «ночи безумств», проснувшись утром в полном трезвом состоянии ума, конректор Паульман выразил свое неудовольствие по поводу обнаружившегося в его доме умоисступления, на что Геербранд высказал сомнения в правдивости этих обстоятельств, однако он не забыл подчеркнуть, что “один только проклятый студент виноват во всем этом безобразии”.
   Вы, скорее всего, спросите, какое отношение имеет к нашей теме господин Паульман? Самое, что ни на есть, прямое, ведь он не просто друг Ансельма, но и отец Вероники. Человек без веры. И, сравнивая его с бывшим регистратором Геербрандом, мы сразу замечаем, насколько Геербранд оказывается выше Паульмана в духовном и, возможно, эстетическом развитии, но все равно нельзя сравнивать его с Ансельмом, ведь студент обладает наивной душой, он человек творческий, романтичный… а это дорогого стоит.
   Так как же я отношусь к выбору Вероники? Все-таки неодобрительно… Она любила Ансельма всем сердцем, а выбрала Геербранда, хотя… у нее не было выбора: либо Геербранд, либо ничего. И хотя Вероника и любила Ансельма, но грезила она совсем о другом. Так может, это была и не любовь вовсе?
   “…И, улыбаясь, смотрела на мимоходящих щеголей, которые, лорнируя ее, восклицали: 'Что за божественная женщина надворная советница Геербранд!'”»


   «Э. Т. А. Гофман … открывает перед читателем два мира – Вероники и Серпентины. Главный герой – студент Ансельм – оказывается перед выбором, к какому миру хотел бы он принадлежать. Мир Серпентины – это волшебное царство гармонии, в котором может находиться только тот человек, в душе которого живет вера и любовь. Вероника же живет “романтическими бреднями”. Думая об Ансельме, она представляет себя “госпожой надворной советницей”… Вероника далека от возвышенных идей Ансельма. Во время видения студент испытал чувство высочайшего блаженства и переживал из-за того, что не мог долгое время снова обрести его.
   Отец Серпентины архивариус Линдгорст предупредил Ансельма, что “только из борьбы возникнет его счастье в высшей жизни”.
   Все преодолев, Ансельм стал счастлив, сбросив бремя обыденной жизни, смело поднявшись на крыльях любви к прелестной Серпентине. Теперь он живет блаженно и радостно в своем имении в Атлантиде. Может быть, не случайно видение Ансельма было в праздник Вознесения. Волшебное царство гармонии, радости и любви, в котором пребывает сейчас герой, напоминает жизнь праведников в раю».


   «В произведении не сразу понятно, что было лучше для Ансельма, – Вероника или Серпентина. Нам, конечно, ближе Вероника, как обычная девушка, а не сказочная, непонятная то ли змейка, то ли человек Серпентина. Не сразу понимаешь, что лучше – обычная жизнь, которую предлагала старуха, или сказочная. Но для Ансельма, прикоснувшегося к этой жизни, уже не было возврата в нормальную. В ней бы он либо умер, либо сошел с ума.
   Я считаю, что Вероника правильно выбрала Геербранда, а не Ансельма. Веронике, по правде, не нужен был ни тот, ни другой как люди. Ей хотелось, чтобы ее муж был надворным советником, чтобы она жила в красивом доме и ее муж дарил ей красивые сережки и люди, видевшие ее у окна, говорили, что она прекрасная женщина. И когда Геербранд все это ей предложил, она согласилась сразу, несмотря на то, что столько мучилась из-за Ансельма».

   «Я считаю, что у Ансельма не было выбора, ведь он все-таки решил, что любит Веронику, но что он мог поделать? Пока он находился рядом с колдунами, он был будто в оцепенении, странном сне. В этом состоянии он не мог сделать выбор. Но когда Вероника с помощью старухи выводит его из оцепенения, он вспоминает все, что было. Но он не может поступить правильно, потому что Линдгорст принуждает его уехать в Атлантиду.
   Вероника после того, как Ансельм исчез, недолго ломалась и вышла замуж за Геербранда, который обеспечил ей безбедную жизнь. Брак этот не был основан на любви, но, пожалуй, это было лучшее, что она могла сделать. В странную, бессмысленную историю с золотым горшком она не была замешана, да и Ансельма она любила не настолько сильно. Замужняя жизнь с Ансельмом был просто идеал, который она сама придумала, но я думаю, она приняла правильное решение и с Геербрандом был счастлива до конца жизни».

   «Выбор Серпентины Ансельмом не случаен, так как, хоть Серпентина была создана для того, чтобы заманивать людей, которые слышат ее, каким и является Ансельм. По моему мнению, главный герой, бывший намеренно завлеченным Серпентиной подсознательно понимал, что он используется ради того, чтобы архивариус достиг своей цели, поэтому ходил к Веронике и вспоминал ее, но так и не смог ничего сделать.
   Второй вопрос о выборе Вероники между Ансельмом и Геербрандом. Сразу могу сказать, что не знаю. Я лишь могу предположить, что Вероника под конец решила, что колдовство не может, не должно решать судьбу человека, осознала свои ошибки и сделала все по уму».

   «Ну, а Вероника стала счастлива со своим Геербрандом. Что, у нее варианты были?»
   «И мне кажется, что в ее положении Вероника потупила очень разумно, и все остались счастливы».
   «В этой книге рассказывается о сумасшедшем студенте, который влюбился в змею».

   «Ансельм поступил правильно, выбрав то, что могло сделать его счастливым… Оба главных героя сделали правильный выбор, о котором они не жалели, и который был им обоим понятнее и ближе».

   «Ансельму с его фантазией в нашем мире делать нечего… Вероника любила Ансельма, но он ушел, и через полгода к ней посватался Геербранд. Тут не было никакого выбора. Книга мне не понравилась, так как в ней написан полный бред. Гофман противопоставил его немецкой рациональности и философии, но очень переборщил. Столько видений и фантазий!»


   «Книги Эрнста Теодора Амадея Гофмана полны странностей и загадок, которые порой кажутся читателю полным бредом и чушью. Многие, прочитав лишь несколько страниц, откладывают книгу и упорно говорят, что им не нравится этот писатель. Однако тот, кто не только прочитал одну повесть до конца, но и проникся представленной в ней историей, тот, закрыв книгу, глубоко вздохнет и задумается над тем, что его окружает, и будет восхищен не только творчеством писателя, но и его философией, и его восприятием мира. Сначала мне казалось, что эта "сказка из новых времен" полна какого-то сумасшедшего смысла, но потом эта завеса распахнулась, открыв для меня нового поразительного писателя, который очень красочно представляет вниманию читателя двоемирие. Я словно присутствовала там, под деревом бузины, словно мне в глаза смотрела эта зеленая змейка, словно меня закупорили в стеклянную бутылку... Поразительно, как нам представляет писатель эту фантастическую реальность! Наш мир – будничный, серый мир, полный суеты и стремления к превосходству; и другой мир, совсем иной, – Атлантиду. Тот мир, где живые существа, не осмелюсь их назвать людьми, живут в полной гармонии с природой, где нет таких мирских сует. Но впрочем, мы уже немного отвлеклись.
   Серпентина, дочь Саламандра Линдгорста, была для студиозуса Ансельма идеалом из его грез. Она была его спасением, его мечтой, любовью и поддержкой. Она помогала ему утвердиться в своей вере, устоять в своей любви. Но стоило ему только усомниться, как любовь пошатнулась… и в наказание он оказался в стеклянной банке. Оказалось, таких как он, здесь было много, но… все они стремились к обогащению и не слышали того тихого стука в их сердце. Все, кроме Ансельма. Красивая сцена покаяния раскрывается перед читателем… Серпентина его спасла...
   Веронику автор нам представляет сначала как возлюбленную Ансельма, чья любовь небезответна. Но позднее мы видим, что Веронику привлекала не душа Ансельма, не его человеческие качества, но только лишь его статус в обществе. “И ты в самом деле женишься на мне, когда будешь надворным советником?” – этот вопрос звучит почти всегда, когда писатель нам вновь рассказывает о Веронике. Ее, конечно же, смущали мысли о его сумасшествии, но она всячески старалась утешить себя, что здесь нет ни доли правды – лишь сплошной вымысел. "Разве я не знала всегда, что господин Ансельм очень умный и милый молодой человек, из которого выйдет еще что-нибудь значительное?”
   И вот, надворным советником становится бывший регистратор Геербранд, который предлагает ей руку и сердце, а она, не колеблясь, соглашается. И хотя она потом и говорит, что любила Ансельма всем сердцем, но разве это любовь, когда соглашаешься выйти замуж за человека только тогда, когда он займет высокую должность? {опять же, это утверждение может быть ложным, но это мое мнение}
Поэтому я считаю, что выбор Ансельма был правильный. С Серпентиной он смог получить то, чего не мог обрести с Вероникой: веру, надежду и всеобъемлющую любовь…»

   «…Ансельм – человек, для которого мечтание стало неотъемлемой частью жизни. Это его спасает от депрессии, от гнета современного мира. Как только ему становится плохо, он переносится в мир фантазий, вымысла и красоты.
   …Рискну заметить, что, по-моему, выбор Серпентины был более правильным, чем у Вероники. Серпентина внушала Ансельму, что что бы ни случилось, он должен продолжать верить, любить и надеяться, что важно любому человеку во все времена. Она делала его счастливим, и хоть она и была его фантазией, идеалом, которого на земле просто нет, он бы смог прожить свою жизнь, воспринимая обычные вещи по-особому, радуясь и наслаждаясь ими, в то время как другие люди обычно не обращают внимания на эти предметы.
Хотя Вероника не дурна, и даже наоборот. Она в силах понять такого человека как Ансельм. Но она земная, в отличие от Ансельма. Она решила обратиться к темным силам, чтобы он стал тем, кем хотела его видеть Вероника. Она не дала ему свободы. В конце концов, он поселился в Атлантиде, в идеальном мире, а значит, Вероника не смогла дать мужу той радости и счастья, с помощью которых он смог бы жить в нашем мире»

Попал в банку
Попал в банку


Последние сообщения автора:





Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Войти или Зарегистрироваться

Вход в систему



Через социальные сети/сервисы:

Twitter
Facebook
Vkontakte
Google Oauth2
Yandex

Забыли пароль?

закрыть

Регистрация нового пользователя


Обычная:
Через логин и пароль

Или через социальные сети/сервисы:
Twitter
Facebook
Vkontakte
Google Oauth2
Yandex

Забыли пароль?

закрыть