Загрузка ...

блоги


логопункт




Что такое психологическая готовность к школе
1 марта 2021

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы.

Готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и социальной позиции школьника.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости:

• интеллектуальный аспект включает в себя: широкий кругозор, развитие внимания; мышление, позволяющее установить связи между явлениями; возможность логического запоминания; достаточные речевые навыки; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация;

эмоциональный аспект– в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций, более-менее ровный фон настроения,  возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание..

социальный аспект выражается в умение подчинять свое поведение законам детских групп, в  потребности ребенка в общении со сверстниками, а также в способности ребенка адекватно воспринимать критику, делать выводы по результатам обучения и искать возможности для исправления ошибок

 

Ребенок, готовый к школе, хочет учиться потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослых, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую не могут удовлетворить дома. На основе этих потребностей появляется новое отношение ребенка к окружающей среде, так называемая «внутренняя позиция школьника».

О психологической диагностике готовности к школьному обучению.

Интеллектуальная готовность к школе связана с развитием мыслительных процессов – способности обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы.

У ребенка должны быть достаточно развиты: кругозор, образные и пространственные представления, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

В процессе диагностики интеллектуального развития ребенка проверяются следующие психические процессы:

• кратковременная речевая и зрительная память;

• наглядно-образное мышление;

• пространственное и словесно-логическое мышление;

• обобщение и абстрагирование;

• последовательность умозаключений и некоторые другие аспекты мышления.

Совсем не обязательно, что абсолютно по всем критериям ребенок достигнет уровня готовности к школьному обучению одновременно. Однако для того, чтобы уверенно себя чувствовать за партой, ребенок к моменту поступления в школу должен владеть большинством из перечисленных интеллектуальных способностей.

К 7 годам у ребенка должны быть развиты :

• ВНИМАНИЕ — ребенок может выполнять задание не отвлекаясь, около 15 минут; находить 5—6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8—10 предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точности узор или движение.

• ПАМЯТЬ — ребенок может запоминать 8-10 картинок; рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

• МЫШЛЕНИЕ — ребенок может складывать разрезную картинку из 9-10 частей; находить и объяснять несоответствия на рисунках; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

• МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ — называть числа в прямом и обратном порядке; соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действий; измерять длину предметов с помощью условной меры; ориентироваться на листе бумаги.

• РЕЧЬ — правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных видов; составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок, из личного опыта, не менее чем из 6—7 предложений; составлять предложения из 5—6 слов, разделять простые предложения на слова; делить слова на слоги.

• МЕЛКАЯ МОТОРИКА — ребенок умеет завязывать шнурки, пользоваться ножницами, может изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию.

• ПОНЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА — ребенок знает свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей; знает название своего родного города, может назвать адрес; знает название времен года, частей суток, дней недели; умеет отличать хищных животных от травоядных, деревья от кустарников; называет  явления природы.

В 6-7-летнем возрасте ребёнок должен отвечать на следующие вопросы, которые помогают определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе.

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

3. Сколько тебе лет? Когда ты родился?

4. Как называется город, в котором ты живешь?

5. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

6. Кем работают твои родители?

7. У тебя есть сестра, брат?

8. Как зовут твоих друзей?

9. В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?

10. Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?

11. Назови дни недели, времена года.

12. Какое сейчас время года?

13. Чем отличается зима от лета?

14. В какое время года на деревьях появляются листья?

15. Как называется планета, на которой мы живем?

16. Как называется спутник Земли?

17. Каких домашних животных ты знаешь?

18. Как называются детеныши собаки (кошки, коровы, лошади и т. п. ?

19. Чем отличается город от деревни?

20. Чем отличаются дикие животные от домашних?

21. Чем отличаются зимующие птицы от перелетных птиц?

22. Ты хочешь учиться в школе?

23. Где лучше учиться — дома с мамой или в школе с учительницей?

24. Зачем надо учиться?

25. Какие профессии ты знаешь?

26. Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т. п. ?

27. Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?

Оценка результатов

• Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович.

Неправильными считаются ответы, типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.

Если ребенок ответил правильно на 19-25 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне готовности к школе; на 11-18 — о среднем, на 10 и менее — о низком.

 

Последние сообщения автора:





Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Войти или Зарегистрироваться

Вход в систему



Через социальные сети/сервисы:

Twitter
Facebook
Vkontakte
Google Oauth2
Yandex

Забыли пароль?

закрыть

Регистрация нового пользователя


Обычная:
Через логин и пароль

Или через социальные сети/сервисы:
Twitter
Facebook
Vkontakte
Google Oauth2
Yandex

Забыли пароль?

закрыть