Загрузка ...
блоги
|
литература (оксана вениаминовна) |
|
Об итоговом сочинении и подготовке к нему
1. Требования к сочинению и критериях проверки (еще раз)
– Оценка за ИСО – зачет или незачет.
– Объем – не меньше 250 слов (лучше 350).
– Отсутствие плагиата (если списан хотя бы фрагмент, это «незачет» без права пересдачи в этом году).
– Опора как минимум на одно литературное произведение при обосновании своей позиции. (Возможны вдобавок фильмы, музыка, публицистика и т.п.).
Это требования ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ. Если даже только одно из них не выполнено, работа не засчитывается.
Кроме того, нужно получить "зачет" хотя бы по одному из следующих критериев:
– соответствие теме (ответ на поставленный вопрос);
– логика и композиционная стройность;
– правильность речи;
– грамотность (не более 5 любых ошибок на каждые 100 слов текста).
2. Какой смысл в этом экзамене?
Изначально он создавался в противовес сочинению в ЕГЭ по русскому языку с его жесткими формальными требованиями. Строго говоря, текст для ЕГЭ нельзя считать полноценным сочинением: это так называемый симулякр, трафарет, не дающий возможности свободно изложить собственные мысли. ИСО задумывалось, чтобы дать возможность писать по-своему, высказывать и обосновывать свое мнение.
Поверить в это сейчас трудно. Однако формат ИСО никто не изменял. Это по-прежнему работа для свободных людей. И проверяет она способность выпускника осмысленно ответить на поставленный вопрос и попытаться отстоять свою точку зрения. Формальные отписки здесь заведомо кончаются провалом. Правильных и неправильных ответов не предполагается. Только обоснованные и необоснованные.
Отчасти целью было выявить тех, кто ни мыслить, ни выражать свои мысли не умеет совсем. Такие выпускники еще способны кое-как воспроизвести трафарет ЕГЭ, но от себя связать двух слов не могут.
Второй целью, ради которой вводилось ИСО, был дополнительный стимул для чтения литературы. Во многих школах с отменой обязательного выпускного сочинения преподавание литературы обернулось пустой формальностью, а у школьников не стало веской причины все-таки прочитать хотя бы программные произведения.
Отсюда вытекают три обязательных критерия: самостоятельность, объем (способность создать текст), опора на прочитанную книгу.
3. Что не учли, вводя этот экзамен?
Двух особенностей той новой реальности, в которой мы живем.
Во-первых, стремительная формализация всего, что происходит в школе. Это, можно сказать, победа ЕГЭ и трафарета над здравым смыслом и свободой слова. Ученики сами теперь боятся на экзамене написать что-то, не соответствующее жестко заданному внешнему стандарту. Не верят, что никто не предъявляет здесь таких же требований, как на ЕГЭ. Но, повторю, никто ничего не менял в формате ИСО. Кроме критериев, перечисленных в первом пункте, никаких других НЕТ.
Во-вторых, не учли рыночного подхода к образованию. Раз есть экзамен, из него многие постарались извлечь выгоду. Внушить, что он предельно сложен, что в нем есть каверзные секреты (как в ЕГЭ), которые «разоблачат» только платные курсы либо репетиторы. Некоторые сами выдумывают какие-то дополнительные критерии и правила, которыми пугают школьников. Но все это неправда. Проверить можете на официальном сайте ФИПИ – организации, ответственной за экзамен.
Единственный эффективный способ подготовиться к сочинению – писать работы и внимательно вникать в замечания к ним. Другого способа научиться писать не существует.
4. Что нужно учесть каждому из вас?
Некоторые вузы проверяют ваши сочинения еще раз, причем по своим, сугубо внутренним критериям. Так делают немногие, в этом году от такой проверки, по некоторым сведениям, уже отказались. И все-таки внимательно прочитайте, что пишут про ИСО в том вузе, куда вы хотите поступить. Театралы требовали, чтобы один пример был театральным, кинематографисты – чтобы был рассмотрен хоть один фильм. В ВШЭ была разработана детальная и как раз достаточно формализованная система требований. Уточнить, как будут обстоять дела в этом году, можете только вы сами.
Итоговое сочинение
1. Забвению не подлежит (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности).
М. А Булгаков «Белая гвардия»
В. Богомолов «Иван»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
Б. Ширяев «Неугасимая лампада» (это рассказы о Соловецком лагере, можно читать выборочно)
Да хотя бы и «Несвятые святые» (митрополит Тихон Шевкунов)
2. Я и другие (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»).
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
А. П. Чехов «Вишневый сад»
Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи» (можно рассказы, например, «Выше стропила, плотники!», но они сложнее).
О. Генри «Дары волхвов», «Горящий светильник», «Фараон и хорал» (!)
В. Распутин «Уроки французского».
3. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом).
М. А Булгаков «Белая гвардия»
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
А. Жвалевский, Е. Пастернак «Время всегда хорошее» (книга детская, читается очень легко)
М. и С. Дяченко «Цифровой» (роман, фэнтези, но точно в тему, читать тоже легко)
4. Время перемен (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством).
М. А Булгаков «Белая гвардия»
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
А. П. Чехов «Вишневый сад»
И. Бабель «Мой первый гусь» (из цикла рассказов «Конармия)
Любые утопии и антиутопии, которые вы читали, даже самые фантастические. Например, Р. Брэдбери «Вельд» (рассказ) или «451 по Фаренгейту». Оруэлл, Хаксли, Стругацкие, И. Ефремов, В. Пелевин…
5. Разговор с собой (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
А. П. Чехов «Попрыгунья», «Скрипка Ротшильда»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
М. А Булгаков «Белая гвардия»
В. Г. Распутин «Уроки французского»
Можно стихи и песни, только о них трудно писать.
Примерные темы по направлениям
Направление 1
1. Какие произведения искусства являются бессмертными?
2. К чему приведет утрата памяти о Великой Отечественной войне?
3. Почему нельзя забывать историю своего народа?
4.Забвение стирает, память преображает.
5. Почему важно помнить прошлое?
6. Какие личности остаются в истории?
Направление 2
1. Почему люди не понимают друг друга?
2. Что такое толерантность?
3. Может ли человек выжить без общения?
Направление 3
1. О чем мечтает мое поколение?
2. Неизбежен ли конфликт отцов и детей?
3. Кого из писателей я могу назвать своим современником?
4. Чем наше поколение отличатся от предыдущих?
Направление 4
1. Всегда ли перемены бывают к лучшему?
2. Что может заставить человека измениться к лучшему?
3. Может ли один человек изменить мир?
4. Должен ли человек менять себя, подлаживаясь к внешним обстоятельствам?
5. Есть ли смысл противостоять переменам, происходящим в мире?
Направление 5
1. Что значит быть самим собой?
2. Легко ли человеку понять себя?
3. К чему приводит душевный разлад?
4. Какие вопросы нужно задавать себе в трудные минуты?
5. Всегда ли нужно слушаться голоса совести?
Приложения:
направления в файле ворд
Тоже в файле ворд
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Войти
или
Зарегистрироваться
Вход в систему
Через социальные сети/сервисы:Twitter
Facebook
Vkontakte
Google Oauth2
Yandex
Забыли пароль?
закрыть
Регистрация нового пользователя
Обычная:
Через логин и пароль
Или через социальные сети/сервисы:
Twitter
Facebook
Vkontakte
Google Oauth2
Yandex
Забыли пароль?
закрыть