Загрузка ...

блоги


литература (оксана вениаминовна)




Об итоговом сочинении и подготовке к нему
12 ноября 2020

Об итоговом сочинении и подготовке к нему

 

1. Требования к сочинению и критериях проверки (еще раз)

– Оценка за ИСО – зачет или незачет.

– Объем – не меньше 250 слов (лучше 350).

– Отсутствие плагиата (если списан хотя бы фрагмент, это «незачет» без права пересдачи в этом году).

– Опора как минимум на одно литературное произведение при обосновании своей позиции. (Возможны вдобавок фильмы, музыка, публицистика и т.п.).

Это требования ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ. Если даже только одно из них не выполнено, работа не засчитывается.

Кроме того, нужно получить "зачет" хотя бы по одному из следующих критериев:

– соответствие теме (ответ на поставленный вопрос);

– логика и композиционная стройность;

– правильность речи;

– грамотность (не более 5 любых ошибок на каждые 100 слов текста).

 

2. Какой смысл в этом экзамене?

            Изначально он создавался в противовес сочинению в ЕГЭ            по русскому языку с его жесткими формальными требованиями. Строго говоря, текст для ЕГЭ нельзя считать полноценным сочинением: это так называемый симулякр, трафарет, не дающий возможности свободно изложить собственные мысли. ИСО задумывалось, чтобы дать возможность писать по-своему, высказывать и обосновывать свое мнение.

            Поверить в это сейчас трудно. Однако формат ИСО никто не изменял. Это по-прежнему работа для свободных людей. И проверяет она способность выпускника осмысленно ответить на поставленный вопрос и попытаться отстоять свою точку зрения. Формальные отписки здесь заведомо кончаются провалом. Правильных и неправильных ответов не предполагается. Только обоснованные и необоснованные.

Отчасти целью было выявить тех, кто ни мыслить, ни выражать свои мысли не умеет совсем. Такие выпускники еще способны кое-как воспроизвести трафарет ЕГЭ, но от себя связать двух слов не могут.

Второй целью, ради которой вводилось ИСО, был дополнительный стимул для чтения литературы. Во многих школах с отменой обязательного выпускного сочинения преподавание литературы обернулось пустой формальностью, а у школьников не стало веской причины все-таки прочитать хотя бы программные произведения.

Отсюда вытекают три обязательных критерия: самостоятельность, объем (способность создать текст), опора на прочитанную книгу.

 

3. Что не учли, вводя этот экзамен?

            Двух особенностей той новой реальности, в которой мы живем.

            Во-первых, стремительная формализация всего, что происходит в школе. Это, можно сказать, победа ЕГЭ и трафарета над здравым смыслом и свободой слова. Ученики сами теперь боятся на экзамене написать что-то, не соответствующее жестко заданному внешнему стандарту. Не верят, что никто не предъявляет здесь таких же требований, как на ЕГЭ. Но, повторю, никто ничего не менял в формате ИСО. Кроме критериев, перечисленных в первом пункте, никаких других НЕТ.

            Во-вторых, не учли рыночного подхода к образованию. Раз есть экзамен, из него многие постарались извлечь выгоду. Внушить, что он предельно сложен, что в нем есть каверзные секреты (как в ЕГЭ), которые «разоблачат» только платные курсы либо репетиторы. Некоторые сами выдумывают какие-то дополнительные критерии и правила, которыми пугают школьников. Но все это неправда. Проверить можете на официальном сайте ФИПИ – организации, ответственной за экзамен.

Единственный эффективный способ подготовиться к сочинению – писать работы и внимательно вникать в замечания к ним. Другого способа научиться писать не существует.

 

4. Что нужно учесть каждому из вас?

            Некоторые вузы проверяют ваши сочинения еще раз, причем по своим, сугубо внутренним критериям. Так делают немногие, в этом году от такой проверки, по некоторым сведениям, уже отказались. И все-таки внимательно прочитайте, что пишут про ИСО в том вузе, куда вы хотите поступить. Театралы требовали, чтобы один пример был театральным, кинематографисты – чтобы был рассмотрен хоть один фильм. В ВШЭ была разработана детальная и как раз достаточно формализованная система требований. Уточнить, как будут обстоять дела в этом году, можете только вы сами.

 

Итоговое сочинение

 

1. Забвению не подлежит (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности).

М. А Булгаков «Белая гвардия»

В. Богомолов «Иван»

Л. Н. Толстой «Война и мир»

Б. Ширяев «Неугасимая лампада» (это рассказы о Соловецком лагере, можно читать выборочно)

Да хотя бы и «Несвятые святые» (митрополит Тихон Шевкунов)

2. Я и другие (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»).

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

А. П. Чехов «Вишневый сад»

Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи» (можно рассказы, например, «Выше стропила, плотники!», но они сложнее).

О. Генри «Дары волхвов», «Горящий светильник», «Фараон и хорал» (!)

В. Распутин «Уроки французского».

 

3. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом).

М. А Булгаков «Белая гвардия»

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

А. Жвалевский, Е. Пастернак «Время всегда хорошее» (книга детская, читается очень легко)

М. и С. Дяченко «Цифровой» (роман, фэнтези, но точно в тему, читать тоже легко)

 

4. Время перемен (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством).

М. А Булгаков «Белая гвардия»

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

А. П. Чехов «Вишневый сад»

И. Бабель «Мой первый гусь» (из цикла рассказов «Конармия)

Любые утопии и антиутопии, которые вы читали, даже самые фантастические. Например, Р. Брэдбери «Вельд» (рассказ) или «451 по Фаренгейту». Оруэлл, Хаксли, Стругацкие, И. Ефремов, В. Пелевин…

 

5. Разговор с собой (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

А. П. Чехов «Попрыгунья», «Скрипка Ротшильда»

Л. Н. Толстой «Война и мир»

М. А Булгаков «Белая гвардия»

В. Г. Распутин «Уроки французского»

Можно стихи и песни, только о них трудно писать.

 

Примерные темы по направлениям

 

Направление 1

1. Какие произведения искусства являются бессмертными?

2. К чему приведет утрата памяти о Великой Отечественной войне?

3. Почему нельзя забывать историю своего народа?

4.Забвение стирает, память преображает.

5. Почему важно помнить прошлое?

6. Какие личности остаются в истории?

 

Направление 2

1. Почему люди не понимают друг друга?

2. Что такое толерантность?

3. Может ли человек выжить без общения?

 

Направление 3

1. О чем мечтает мое поколение?

2. Неизбежен ли конфликт отцов и детей?

3. Кого из писателей я могу назвать своим современником?

4. Чем наше поколение отличатся от предыдущих?

 

Направление 4

1. Всегда ли перемены бывают к лучшему?

2. Что может заставить человека измениться к лучшему?

3. Может ли один человек изменить мир?

4. Должен ли человек менять себя, подлаживаясь к внешним обстоятельствам?

5. Есть ли смысл противостоять переменам, происходящим в мире?

 

Направление 5

1. Что значит быть самим собой?

2. Легко ли человеку понять себя?

3. К чему приводит душевный разлад?

4. Какие вопросы нужно задавать себе в трудные минуты?

5. Всегда ли нужно слушаться голоса совести?


Приложения:
направления в файле ворд
Тоже в файле ворд
%d0%92%d0%93_%d0%b8%d0%b7%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d1%84_medium
Абрамян Викентий Генриевич
зам. директора по экспериментальной работе
Последние сообщения автора:





Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Войти или Зарегистрироваться

Вход в систему



Через социальные сети/сервисы:

Twitter
Facebook
Vkontakte
Google Oauth2
Yandex

Забыли пароль?

закрыть

Регистрация нового пользователя


Обычная:
Через логин и пароль

Или через социальные сети/сервисы:
Twitter
Facebook
Vkontakte
Google Oauth2
Yandex

Забыли пароль?

закрыть